Культура и искусство

Эволюция «Кинотавра»: вперед, к зрителю!

Главный приз "Кинотавра" достался картине, снятой по роману пермского писателя.
Эволюция «Кинотавра»: вперед, к зрителю!
Эволюция «Кинотавра»: вперед, к зрителю!

Текст:  Нина КАТАЕВА

К номеру:  25 (498)


13 Июня 2013 года

Ключевые слова:
кинотаврГеограф глобус пропилкино

Главный приз 24-го «Кинотавра» получил фильм Александра Велединского «Географ глобус пропил».

«Географ» стал абсолютным фаворитом фестивальной публики, начиная  с председателя основного жюри Александра Митты и заканчивая зрителями. Картину эту также отметило впервые учрежденное жюри кинопрокатчиков, а приз за лучшую мужскую роль – учителя географии Виктора Служкина – получил Константин Хабенский. Фильм снят по роману пермского писателя Алексея Иванова. Действие перенесено из 90-х в наше время, а пьющий географ, из разряда «белых ворон», обладает набором тех качеств, которые отличали всегда подлинных интеллигентов на Руси, правда, путающих порой в своих «полетах» сон и явь. И десятиклассники, наблюдая этого нестандартного учителя, которого, в конце концов, увольняют из школы после едва не ставшего роковым похода со сплавом по бурной реке, осознают, что географ успел вложить в их души и головы главные нравственные категории – и как же им будет недоставать его… В картине сошлось все – великолепный сценарий, режиссура, операторская работа Владимира Башты, музыка (приз им. Микаэла Таривердиева Алексею Зубареву), актерские работы. А сколько в ней юмора, остроумных диалогов, которые уже «уходят в народ». Нет сомнения, зрители забудут о попкорне на просмотре этого фильма. 
     
Собственно, 24-й «Кинотавр», открывшийся остросоциальным триллером «Weekend» Станислава Говорухина, с самого начала был развернут в сторону зрителя. Президент фестиваля Александр Роднянский так обрисовал состояние современного российского кинематографа: на головы зрителей по-прежнему обрушивается «шторм огня и металла в виде качественных голливудских киноаттракционов», и по-прежнему «очевиден перевес кино авторского, со всеми его штампами и мрачно-депрессивными настроениями, лишенного живых эмоций и характеров, а главное – закодированного от зрителя». «Задача фестиваля, – сказал А. Роднянский, –  собрать все, что сделано в обоих сегментах российского кино, и с помощью профессионалов и прессы помочь авторам привлечь внимание публики». И призвал авторов «осознать свою реальную зависимость от зрителя».
     
В конкурсе участвовало 12 картин, из них 5 – дебюты и одна документально-игровая лента Виталия Манского. Именно этот фильм – «Труба», о газопроводе «Западная Сибирь – Западная Европа», объединившем людей, живущих в Сибири, на Украине, в Белоруссии, Польше, Чехии и Германии, получил приз за режиссуру и главный приз Гильдии кинокритиков. Виталий Манский – старожил «Кинотавра», и его недавние ленты «Девственность» и «Родина или смерть» всегда вызывали интерес публики, но призов не приносили. Было очевидно, что столь высокое признание «Трубы» растрогало режиссера. Съемочной группой преодолены тысячи километров в трейлере, проделала колоссальная работа, на рабочий стол режиссера легло 200 часов отснятого материала – пейзажи, монологи и диалоги, репортажная съемка и постановочные жанровые сцены. В задачи Манского не входило кого-либо критиковать, обличать, наставлять, он хотел показать, как живут люди вокруг Трубы. И, надо сказать, мы увидим множество горестных моментов, и именно на территории России и сопредельных славянских государств – Украины и Белоруссии, патриархальный уклад в которых, в отличие от пространств Чехии, Германии и даже Польши, еще слишком силен, новые времена на нем пока не отпечатываются. Порой режиссера начинаешь подозревать в тенденциозности.



На фестивале были показаны четыре ленты, участвовавшие в мировых киносмотрах, – «В ожидании моря» Бахтияра Худойназарова открывала осенью Римский фестиваль, «Небесные жены луговых мари» Алексея Федорченко участвовала в римском конкурсе, а «Отдать концы» Таисии Игуменцевой и «Майор» Юрия Быкова – в недавнем каннском. И только работа Федорченко была отмечена за сценарий (Денис Осокин), операторскую работу (Шандор Беркеши), а также дипломом Гильдии кинокритиков. Совершенно неоправданно не замечен остросюжетный триллер «Майор» Юрия Быкова, вызвавший ажиотаж в Каннах, – картина о борьбе добра и зла в душе полицейского, сбившего мальчика на дороге. Объяснили неактуальностью картины, согласиться с этим трудно.                                                                                  
     
Лучшей актрисой стала Юлия Ауг, знаменитая тем, что не стесняется обнажаться в кино и играть всякого рода интим, на пресс-конференции она так и сказала, что тело актрисы – такой же инструмент, как ее внешность и голос (вспомните «Овсянок» Алексея Федорченко, в «Небесных женах» у нее также одна из центральных новелл). Но приз Юлия получила за участие в фильме Наташи Меркуловой и Алексея Чупова «Интимные места» (приз за дебют), вызвавшем небывалый ажиотаж у части публики. Фильм поднимает проблему дисгармонии семейных отношений, одиночества вдвоем, подавленной сексуальности. Такого количества обнаженки зритель не видел, пожалуй, никогда… Апологеты фильма твердят о тонком психологизме, глубине и огромной любви к человеку – я среди тех, у кого картина не вызвала таких нежных чувств, а скорее наоборот.     
     
В конкурсе «Короткого метра» победил фильм Тимофея Жалнина «F5» – о том, какую большую цену платит тот, кто предает свои идеалы в искусстве. Удивителен темпоритм, в котором танцуют и живут героини – юные исполнительницы танца-модерн, танца F5, обновленного самим временем.  
    
В этой же программе была показана копродукция российского режиссера Константина Фама «Туфельки» (Беларусь, Россия, Чехия, Польша, Франция), снятая в Белорусском видеоцентре. Международный проект посвящен жертвам холокоста, в котором погибло более 6 млн евреев, в фильме рассказывается история красных женских туфелек, начавшаяся перед войной в витрине модного магазина и закончившаяся в Освенциме. В фильме нет диалогов, звучит музыка, а в кадре появляются лишь ноги, но зритель с волнением прослеживает историю любви молодой пары и их гибели в концлагере. Фильм снимался в нескольких странах несколькими операторами, в том числе главным оператором канала ОНТ Сергеем Новиковым из Беларуси. Константину Фаму, в отличие от Спилберга, удалось получить разрешение на съемку документального, правда, кадра на территории концлагеря. В этом кадре – братская могила обуви, и в ней –  помятые красные туфельки... 
     
Тема никого не оставила равнодушным – Фаму помогали суперпрофессионалы из Чехии и Голливуда. 
     
В Сочи не первый год с успехом показывают «Кино на площади». С этого года работает зрительское жюри, приз зрительских симпатий вручен фильму Николая Лебедева «Легенда №17». Так что на «Кинотавре» не только теоретизируют по поводу зрителя, но и делают реальные шаги ему навстречу. 

Сочи – Москва