Культура и искусство

Когда зритель аплодирует стоя


Текст:  Николай АЛЕКСЕЕВ

К номеру:  29 (502)


05 Июля 2013 года

Ключевые слова:
Филипп Абрютининтервьюмолодые кинематографсты

Уже более полугода в рамках Союза кинематографистов действует Молодежный центр. Филипп Абрютин, выпускник режиссерского факультета ВГИК (мастерская В.Абдрашитова), вошел в рабочую группу по созданию этой организации,  а 27-го июня 2013 года, стал Сопредседателем Правления Молодежного центра. К нему мы и обратились с вопросами, волнующими новое поколение творцов.

- Филипп, расскажите, что вас привлекло в Молодежный центр?
- Идея и люди. Идея поддержки и продвижения молодых кинематографистов – что и говорить, очень важна, необходима всему кинематографу! Насчет людей. В любом деле мне очень важно с кем я работаю. В Молодежном центре сегодня отличная команда – сильная, думающая, адекватная. А главное – честная и искренняя. Посмотрите, кто стоит у руля Молодежного центра - Иван Кудрявцев, Дима Якунин, Вася Филатов, Алена Сычева, Ваня Лопатин, сестры Носики - Катя и Даша, Олег Богатов, Ангелина Голикова и др.
Очень важно еще отметить, что мой приход в формирующийся на тот момент Молодежный центр стал важным поворотом в сюжете моей жизни. После того как я закончил ВГИК, я снял документально-игровой фильм. С ним (да и с предыдущими работами) я побывал на многих кинофестивалях, на всех континентах.

В тот же момент я начал писать очень важный для меня сценарий полнометражного фильма. Конечно, были предложения по запуску дебюта по чужому сценарию, но я отказывался – важность дебюта, ответственность – очень высоки. И потом, я хочу снимать «свое кино», которое близко мне, о героях, которым я сопереживаю. Пока писал сценарий, я принял участие в запуске и развитии телеканала «Просвещение» - уникального по своей значимости медиапроекта. Как генеральный продюсер я всегда пытался привлекать к работе молодых кинематографистов – ведь не все после киношколы успешно трудоустроились.
Мы запускали разные проекты, фильмы, участвовали в кино и телефестивалях. И почти всегда, когда ко мне обращались выпускники ВГИКа или других киношкол за помощью - трудоустройство, стажировка и т.д. - я пытался помочь или находил среди своих знакомых тех, кто может быть полезным. Это важно для меня. Ведь мы, молодые кинематографисты – очень разные, но при этом находимся в одном пространстве. Товарищество и взаимовыручка очень важны. Поэтому, когда начал создаваться Молодежный центр, у меня даже не было сомнений – идти или не идти. Конечно, идти! 

- Расскажите, как формировалась концепция центра.
- Безусловно, импульсом к его созданию послужило открытое письмо молодых режиссеров главе СК РФ Никите Михалкову, которое вызвало широкий резонанс во время прошлогоднего ММКФ. В письме ребята сетовали на сложившуюся конъюнктуру на фестивалях. То памятное письмо и послужило толчком для создания молодежной организации в стенах Союза. Не будь его, наверное, не было бы и нас, не было бы такого внимания в отношении Молодежного центра со стороны «взрослых» кинематографистов. Но, между тем, кроме «фестивальной конъюнктуры» в ходе дискуссий было выявлено и множество других, не менее серьезных проблем, с которыми сталкиваются дебютанты. Поэтому Молодежный центр сформировался по «профессиональным», а не по «идеологическим» интересам.

В октябре прошлого года была создана рабочая группа по созданию Центра, куда вошел и Ваш покорный слуга. Кроме того, были написаны письма-приглашения во все Гильдии СК РФ, ВГИК, Высшие курсы сценаристов и режиссеров и другие структуры. Они тоже рекомендовали своих представителей. Рабочая группа по созданию Молодежного центра была создана из числа профессионалов, среди которых были организаторы молодежных фестивалей, состоявшиеся режиссеры и продюсеры короткометражного кино. Но самое главное – члены Молодежного центра СК, руководители направлений – это люди очень активные, волевые. Они живут по принципам товарищества и взаимовыручки.

На своих первых встречах с участием Владимира Хотиненко, Сергея Лазарука, Евгения Герасимова, мы выслушали ребят и определили основные направления его деятельности - это продюсирование, работа с регионами, кинодраматургия, игровое, документальное и анимационное кино, киноведение и книгоиздание, медианаправление, взаимодействие с актерами, ТВ, кинопрокат и звукорежиссура. Исходя из опыта проведенных мероприятий, можно уверенно сказать, что мы не ошиблись и были приглашены действительно профессионалы, любящие кино. В этом немалая заслуга главы рабочей группы по созданию центра Дмитрия Якунина - руководителя пресс-службы СК РФ.

- С какими основными сложностями сталкивается молодежь?
- Одна из главных проблем – это недостаток общения, недостаток площадок, где творческим людям можно поделиться своими мыслями, проектами, опытом. В том числе это и отсутствие своей интерактивной площадки – сайта, на котором бы публиковались актуальные материалы, полезные молодому кинематографисту.

Еще одну проблему выявила компания «Movie Research», занимающаяся социальными исследованиями в области кинематографа. Она обнаружила, что только 5 процентов выпускников творческих вузов снимают полнометражное игровое кино, и то, в среднем, только через 5-6 лет после окончания учебы.

Нужно менять эту негативную статистику. Мы понимаем, что необходимо что-то делать для того, чтобы выпускники снимали кино. Пусть сначала не полный, а короткий метр, но снимать!
 
- Что конкретно было сделано за последние месяцы?
- Мы начали активно проводить показы нового короткометражного кино. Мы продвигаем его, потому что у него в России нет какой-то особой поддержки. В Европе и США короткометражное кино существует автономно, оно занимает свою солидную нишу. На Западе есть профессионалы по «короткому метру», которые никогда не снимали полнометражных фильмов, но все равно считаются гуру своего дела. У нас такое кино рассматривается лишь как шаг на пути к «полному метру».

Заметным событием стал показ лучших короткометражных работ 2012 года в Доме кино. Во время мероприятия молодые режиссеры могли воочию наблюдать реакцию большого числа зрителей, могли пообщаться с аудиторией лично. Шло живое обсуждение, которое записывалось и выкладывалось в соцсетях. Недавно, сразу по окончании Каннского фестиваля, были показаны фильмы, вошедшие в «Уголок короткого метра» в программе «Из Канн — в Москву». Также впервые в Москве мы показали фильмы, участвовавшие в конкурсе короткого метра на «Кинотавре».

Мы создали сайт www.moviestart.ru, где публикуется подробная информация о тех или иных проектах, в которых бы могли участвовать молодые кинематографисты, интервью с успешными авторами. К сожаленью, мало кто из них высвечен в информационном поле, мы помогаем им заявить о себе. Опять же нам известно, что наш сайт посещают не только молодые кинематографисты, но и продюсеры, представители киносообщества – это может позитивно повлиять на карьеру начинающего режиссера.

За прошедший период было проведено множество образовательных программ совместно с ведущими киношколами, такими как ВГИК, ВКСР, Нью-Йоркская академия киноискусства, Московская школа нового кино. Сейчас мы подготовили еще один крупный проект – питчинг дебютантов (смотр сценариев). Мы знаем, что одна из главных проблем нашего кинематографа – недостаток хороших идей, сюжетов, качественной драматургии. С одной стороны на это сетуют продюсеры, с другой стороны молодые драматурги жалуются, что они не могут дойти со своими проектами до боссов киномира. В состав экспертного совета питчинга, который мы проводим в рамках Российских программ Международного Московского кинофестиваля, вошли представители ведущих кинокомпаний. На участие в нем было подано более 400 заявок. Мы ожидаем реальных договоренностей по итогам этого смотра и, конечно, ждем создания новых картин.

- Кого ищут продюсеры, кто им нужен?

- Зритель соскучился по позитивному кино. Успех фильма «Легенда №17» вновь подтвердил этот тезис - после его просмотра люди аплодируют стоя. Конечно, продюсеры уловили эту тенденцию, им хочется находить молодых, позитивно настроенных режиссеров, которые верят в свою страну и готовы ответственно работать над новыми проектами.
- Вы собираетесь создавать базу молодых специалистов, чтобы продюсерам было проще на них выходить?

- Мы хотим сделать так, чтобы любой молодой кинематографист, зарегистрировавшийся на нашем сайте,  мог бы создать свою личную страничку – профайл. Там он сможет разместить свою профессиональную биографию, ссылки на видео, рассказать о своих прошлых и будущих проектах. Конечно, от самих ребят зависит успех продвижения своего профайла – этим надо будет активно заниматься.

- Кому, прежде всего, помогает Молодежный центр?
- Мы сконцентрированы на помощи ребятам, которые уже закончили свое обучение, но пока еще не нашли себя в профессии. Когда они выходят из стен вуза, их никто больше не опекает, они постепенно отходят от кино, погружаются в другие сферы. Бывает также, что они все-таки находят работу по профессии, но она их не устраивает. Например, один режиссер, лауреат многочисленных фестивалей, сейчас снимает комедийный сериал для  популярного телеканала. Казалось бы, успех, деньги, слава! Но он приходит к нам и говорит: «Как мне надоел этот конвейер! У меня есть проект серьезной кинокартины, но я не знаю, как мне реализовать эту идею». То есть сериал для него – временное прибежище, и он постоянно ищет чего-то большего.

- Однако же в Москве можно найти хоть какой-то проект – пусть это сериал, пусть это передача для кабельного ТВ. Но как быть молодым кинематографистам за тысячи верст от столицы?

- «Рулят» Москва и Питер – что тут говорить, так сложилось. Тем не менее, с регионами работать необходимо. На нас выходят ребята из самых разных уголков страны. На тот же питчинг были присланы заявки из 24 регионов России. С Национальным фондом поддержки правообладателей – нашим партнером – мы разрабатываем схему предоставления грантов талантливым ребятам из периферии для оплаты учебы в столице.

Мы постоянно ездим в регионы. За два последних месяца мы были в 7 городах, презентовали наш центр, участвовали в различных фестивалях, вручали специальные призы от Молодежного центра. СК РФ имеет свои представительства в более чем 60 регионах. В семи из них уже созданы рабочие группы по созданию своих молодежных центров.
Помимо этого к нам часто обращаются напрямую. Например, ребята из Пятигорска хотят снять фильм о Великой Отечественной войне. Мы их консультируем по телефону и по электронной почте. Будет у нас на московской площадке презентация проекта из Нижнего Новгорода. Нам хочется показать, что и в регионах люди живут интересной жизнью, мыслят, занимаются творчеством.

- Продюсеры говорят, что для съемки полнометражного фильма требуется минимум 500 тысяч долларов. Однако молодые кинематографисты способны обходится гораздо более скромными суммами. Можно ли создать систему малых грантов?

- Такие программы поддержки нужно инициировать на государственном уровне. Сейчас у нас в правительстве за кинематограф отвечает Ольга Голодец - заместитель премьер-министра. Мы ей передали информацию о Молодежном центре, также мы отправили предложения о поддержке молодежного кино  министру культуры Владимиру Мединскому и Советнику Президента РФ по культуре Владимиру Толстому. С другой стороны, есть множество различных частных и общественных творческих фондов. Просто нужно быть активным и стучатся во многие двери. Не у всех хватает на это выдержки и терпения. Возможно, Молодежный центр сможет взять на себя функции посредника в этом вопросе. Будем организовывать встречи с экспертами, чтобы разъяснять молодым режиссерам, как правильно подавать заявку на госфинансирование, как защищать свой проект. Так, в частности, совместно с уже упоминавшейся компанией «Movie Research» мы провели круглый стол: «Господдержка дебютного кино: Миф или реальность?»

Кроме того, мы понимаем, что в кино необходимо привлекать и частный капитал. Короткометражные проекты — это не столь затратный способ инвестиций и маркетинговых акций.

Исходя из истории нашего кино, в возрасте до 35-40 лет были созданы многие шедевры нашего кинематогарфа. Молодежное кино более искреннее и честное. Молодое поколение может организовать новый прорыв в отечественном кинематографе, но ему нужно помочь, и делать это нужно уже сегодня.

- Как удалось заполучить в качестве одного из руководителей Молодежного центра Ивана Кудрявцева, который является, пожалуй, самым известным кинокритиком на телевидении? (Иван Кудрявцев стал вторым Сопредседателем Правления Молодежного центра Союза кинематографистов — прим. ред)
- Мы всецело нацелены на поиск сильных партнеров, единомышленников и Иван, безусловно, один из таких людей. Ему понравилась концепция нашей организации. Сейчас мы прорабатываем с Иваном программу по короткометражному кино на ВГТРК. Скорее всего, проект будет сначала обкатан на киносайте www.filmpro.ru. Там будут организованы показ «короткого метра» и обсуждение с добавлением комментариев. Если этот проект будет интересен аудитории, то он может быть выпущен в широкий телеэфир. ВГТРК – это не только «первые кнопки», но и большая сеть кабельного вещания, так что место для контента найти не сложно.

Но тут опять же встает ряд проблем. Во-первых, короткометражное кино – это в основном студенческое кино, оно принадлежит вузам. Во-вторых, автор не всегда получает удостоверение национального фильма и прокатное удостоверение в Минкульте. Фестивали, как правило, не требуют этих бумаг, а вот телеканал может их запросить. В-третьих, в короткометражках зачастую используется музыка, права на использование которой не оформлены должным образом. Это опять же является тормозом для широкого распространения картины. Нужно обращаться за разрешением в соответствующие агентства. Они, в принципе, готовы предоставлять музыку бесплатно для некоммерческого показа. Просто нужно к ним официально обратиться с просьбой. А документооборот для молодых кинематографистов подчас сложнее, чем сам творческий процесс. Будем пытаться взять эту функции на себя. Но наши силы, несмотря на большое количество проектов, тоже не бесконечны.

- Многие отмечают, что к нам зачастили иностранные преподаватели. Наш рынок стал для них привлекателен?

- Он всегда был интересен. Просто сейчас бурно развивается сеть частных киношкол, им выгодно приглашать западных учителей для завлечения аудитории. Эти преподаватели откликаются и на просьбы Молодежного центра провести открытые мастер-классы. Например, в Доме кино при содействии Нью-йоркской академии киноискусств в Москве выступал голливудский сценарист Пол Браун. Он говорит: «Чтобы быть востребованным в мире, нужно, прежде всего, снимать для зрителя в своей стране». Недавно с успехом школа Митты провела семинар «сценарного гуру» Джона Труби. Наш Молодежный центр выступил пресс-агентом столь значимой акции. Для того чтобы производить качественный продукт люди и ходят на мастер-классы, они готовы вкладывать силы и средства в свое обучение, они хотят быть конкурентоспособными.

Режиссер Владимир Хотиненко говорит, что у него сейчас учатся как минимум полтора десятка талантливых студентов, которым можно доверить сложный проект. А сколько еще таких ребят у других мастеров? То есть почва созрела, теперь надо взращивать на ней новое кино. Мы будем всячески содействовать этому процессу.