Культура и искусство

Павел Корин. Белый квадрат

В Третьяковской галерее на Крымском валу открыта выставка «Реквием» к истории Руси уходящей»
Павел Корин. Белый квадрат
Павел Корин. Белый квадрат

Текст:  Владимир СОКОЛОВСКИЙ

К номеру:  58 (531)


19 Декабря 2013 года

Ключевые слова:
художниквыставкаживопись
Она посвящена главному труду знаменитого русского и советского живописца Павла Корина (18921967). Волею судеб художник не сумел завершить работу над полотном «Реквием». Но остались этюды и эскизы, каждый из которых воспринимается как самостоятельное произведение. В экспозицию Третьяковки включены 29 портретных эскизов, огромный (551х941см) загрунтованный холст, на котором мастер планировал написать картину, а также небольшой, но емкий эскиз композиции.

Отечественному зрителю Павел Корин известен прежде всего как автор знаменитых портретов – Нестерова, Коненкова, Горького. По его эскизам выполнены мозаики на станции метро «Комсомольская – кольцевая» и витражи на «Новослободской». Военно-патриотическую тему мастер разрабатывал в триптихе «Александр Невский» (1942) и портрете маршала Г.К. Жукова (1945). Корин был выдающимся реставратором, это он вернул первозданный вид шедеврам Дрезденской галереи и росписям Нестерова и Васнецова во Владимирском соборе в Киеве. Менее известны эскизы к картине «Реквием».

Замысел грандиозного полотна родился у Корина в 1925 году под впечатлением церемонии похорон патриарха Тихона. «Это реквием, церковь вышла на свой последний парад», – резюмировал впечатления художник своему другу Михаилу Нестерову. Первоначально полотно так и называлось – «Реквием», но Максим Горький предложил название – «Русь уходящая» и тем самым дал, по выражению Корина, «охранную грамоту» картине. Над полотном Корин работал с 1925 по 1959 год.

Представленный на выставке эскиз изображает православный народ в интерьере Успенского собора в Московском Кремле. Герои полотна Корина торжественно предстоят, как бы сливаясь с сонмом святых, написанных на сводах Собора. В центре композиции три патриарха – Тихон, Сергий, Алексий I, которые выходят из алтаря. Картина оказалась провидческой. На переднем плане стоит будущий патриарх Пимен, здесь еще в сане иеромонаха. Он стал первоиерархом Русской православной церкви в 1971 году – уже после кончины художника.

Показанные на выставке произведения отреставрированы силами сотрудников Третьяковки. Ранее они хранились в Доме-музее Корина на Малой Пироговке. В чем причина неосуществленности замысла художника? Одни исследователи считают, что художнику не хватило сил, другие – что прошло время исторических картин. Как бы то ни было, творения Корина оказались актуальными в наше время – эпоху религиозного возрождения России, когда ушедшая было православная Русь вновь с триумфом возвратилась.