Культура и искусство

Лысая гора кинодокументалистов

По традиции, на закрытии фестиваля состоялась церемония вручения премии «Лавровая ветвь» лучшим документалистам

Текст:  Нина КАТАЕВА

К номеру:  58 (531)


19 Декабря 2013 года

Ключевые слова:
фестивалькинодокументалистика
В пяти залах московского кинотеатра «Художественный» за 9 дней на 250 сеансах было показано 150 фильмов из 26 стран. Зачастую случался аншлаг. Но если говорить об атмосфере кинопоказов, то точнее, чем председатель жюри Павел Лунгин, не сформулируешь – «Это было похоже на великую сходку, на Лысую гору документалистов. Призов нам не хватило, было много потрясающих фильмов». Особенность «Артдокфеста» в том, что он показывает своим зрителям то, на чем обычно не акцентируют внимание, – погибающие деревни в Северной и Центральной России, заброшенных, одиноких людей, живущих без надежды не только на то, что кто-то их поймет, но и что у них будет кусок хлеба на столе. Об одних заботятся соцработники («Корыто, лыжи, велосипед» Ивана Твердовского), другие один на один бьются со своей судьбой-судьбиной («За рекой… последние» Дарьи Ведрицкайте, «Ку-ку, или Две беды» Ирины Васильевой, «Прощеный день» Дины Бариновой), а третьи изо всех сил стараются заработать копейку («Сэры и сеньоры» Александра Течинского, «Игрушки» Лины Лизюте и, конечно, «Кровь» Алины Рудницкой, получивший Гран-при).

«Кровь» – про передвижную станцию переливания крови, которая колесит все по тем же печальным городкам и селам, где для людей нет работы, и донорство – единственный способ заработать на хлеб. Фильм черно-белый, достаточно монотонный, но из этих будничных общений врачей и медсестер с пациентами, из незамысловатого досуга медиков вырисовывается жутковатая картина, когда крупным планом нам показывают, как по прозрачным трубкам кровь устремляется в полиэтиленовые упаковки. Ее так много льется из вен-рек, и это последнее, что отдают люди, чтобы выжить.   

Спецприз жюри вручило «Морфологии» Инны Лесиной – за рассказ о патологоанатоме, влюбленном в свою работу, настоящем поэте в душе.  Награду за полнометражный фильм «Последний лимузин» получила Дарья Хлесткина. Это картина о смерти ЗИЛа, которую мужественно встречают оставшиеся до конца с заводом профессионалы еще советской закалки.  Глубокое рассуждение о профессии, об уходящей в никуда стране, о смысле жизни. Наверное, все-таки под впечатлением этих фильмов Павел Лунгин сказал, что «будущее за документальным кино, которое во время, когда игровое движется в сторону развлекательности, все в большей степени становится кино правды и открывает все больше человеческих тайн». «Ведь до чего дошло, мы можем увидеть человека в минуты принятия им важнейших решений», – сказал Лунгин. И, вручая диплом жюри Мадине Мустафиной за новую ленту «Еще чуток, мрази!» – о подростке-транссексуале, попросился к ней в ученики, настолько умеет молодой режиссер растворяться в герое и напрочь исчезать вместе с камерой из кадра. Заметим, что девушки, отхватившие три последних награды, – воспитанницы Школы Марины Разбежкиной.

Мастер и сама участвовала в конкурсе с картиной «Оптическая ось», исполнив мечту многих, в том числе Антона Павловича Чехова, желавшего увидеть людей, которые будут жить после него сто лет спустя. Съемочная группа колесила по Нижегородской области с огромными постерами фотографа рубежа веков Максима Дмитриева, и современные жители этих мест, мало в чем изменившиеся, узнавали себя. Вторым мэтром в конкурсе выступил Виктор Косаковский с картиной «DEMONstration» – о протестном движении в Барселоне 2012 года. Надо сказать, по сравнению с прошлым годом интерес к этой тематике поугас.

«Лавровую ветвь» за вклад в кинолетопись получил кинорежиссер Владимир Герчиков, известный зрителям по проекту «Кучугуры и окрестности».