Культура и искусство

Видимые звуки Микалоюса Чюрлёниса

Видимые звуки Микалоюса Чюрлёниса
Видимые звуки Микалоюса Чюрлёниса
Программа Года культурной столицы Европы «Рига-2014» открылась выставкой работ художников рубежа XIX и XX веков – литовца Микалоюса Чюрлёниса и латыша Рудольфа Перле
На выставке представлены 20 картин и 30 рисунков Чюрлёниса, а также 40 фотографий из Каунасского художественного музея, названного его именем. Из собрания Латвийского национального музея представлено около 40 работ Рудольфа Перле. В работах художников воплощены характерные для направления символизма фантастические образы, где подсознанию и мечтам позволено принять реальные очертания. 

rudolphs-perle_ziznennj putj.jpg

curlonis_lodka.jpg

Чюрлёнис широко известен благодаря своей живописи и музыке, которая стала неотъемлемой составной частью экспозиции. Имя художника связывают с понятием синестезии, означающем слияние разных видов искусства. В случае Чюрлёниса это и редчайшая способность с помощью цвета «сделать звук видимым». Родился и вырос художник в Литве. Отец, приходской органист, рано приобщил его к музыке. Варшава, Лейпциг, Вильнюс, Петербург – Чюрлёнис-младший писал фуги и сонаты, музицировал, руководил хором и только в 27 лет стал учиться живописи. Мысли и образы просились на бумагу – уже через шесть лет на петербургской выставке мирискусников были выставлены 125 его картин. Он торопился жить, как будто предчувствовал свой скорый уход. Это случилось, когда ему было 36 лет, пять последних лет он посвятил живописи. Художником созданы несколько циклов работ, среди которых «Сонаты», «Сотворение мира», «Замки». На выставке можно увидеть его символические композиции, морские пейзажи и мотивы древней Литвы. Фотодокументы рассказывают о путешествии художника в 1905 году на Кавказ.
       
Рудольф Перле – ярко выраженный индивидуалист. Конечно, ему близка латвийская ментальность, однако в своем искусстве он отдает дань общечеловеческим темам и настроениям. Как замечает куратор выставки Даце Ламберг, «важнейшим для своего творчества Рудольф Перле считал символиста Чюрлёниса. У этих художников было различное профессиональное образование, но их дух сходным образом подпитывался иллюзорными настроениями джунглей огромного Петербурга, в то же время обоим была близка родная природа и бесконечный мир иллюзий и блистательных снов». В начале ХХ века в Петербурге Чюрлёнис был высоко оценен художественной элитой, Перле, напротив, был вынужден работать за жалованье на фабрике резиновых изделий «Треугольник» и писать картины в свободное время. Но всю жизнь их неизбежно связывали «грандиозные  темы» жизни и смерти, встреч и расставаний, временного и вечного.
       
В выставочном зале полутьма. Яркий свет может навредить картинам. Цена некоторых из них доходит до полумиллиона евро. На каждую картину направлен небольшой пучок света, и кажется, что она светится изнутри. Автор книги «Тернистый путь Красоты», гендиректор Музея имени Н.К. Рериха Людмила Шапошникова так описывает впечатления от работ Чюрлёниса: «Мы шли по залам с Валерией Константиновной, сестрой М. Чюрлёниса, на картинах Чюрлёниса раскрывался странный, никогда не виданный мною мир. Он завораживал, втягивал в себя, был одновременно земным и неземным. В нем как бы сошлись различные измерения... Все это входило в меня, и во мне начинался таинственный процесс творчества. От этого неведомого ранее ощущения становилось легко, и казалось, какая-то моя часть, стремясь оторваться от земли, устремлялась туда, где за исчезающей твердью плотной материи парили картины-миры, созданные то ли человеком, то ли волшебником». А сам Николай Рерих писал: «Трудна была земная стезя Чюрлёниса. Он принес новое, одухотворенное, истинное творчество. Торжественность формы, гармония возвышенных обдуманных тонов, прекрасная мысль, которую нашептывало каждое произведение этого истинного художника, – было в нем нечто поистине природно-вдохновенное».

curlonis_sotvorenie mira.jpg

rudolphs-perle_solnce.jpg