Культура и искусство

Когда музы встают под ружье

Выставка «Мобилизация искусства. Графика Первой мировой войны 1914-1918» открылась в Центральном музее современной истории России.
Когда музы встают под ружье
Когда музы встают под ружье

Текст:  Татьяна КУТАРЕНКОВА

К номеру:  18 (550)


30 Апреля 2014 года

Ключевые слова:
искусствоМузеиПервая мировая война
Этот год проходит под знаком 100-летия начала Первой мировой войны. Войны, которая произвела на мир эффект внезапно разорвавшейся бомбы. Войны, несравнимой с какими-либо предыдущими по степени жестокости, с которой человек уничтожал себе подобных. Именно здесь были применены первые газовые атаки, первые танки и огнеметы. Война велась на воде, на суше и в воздухе. С помощью оружия, экономических санкций и дипломатических решений. Но была и еще одна мощная сила – пропаганда, которая в эти годы приобрела особое распространение во всех воевавших странах.

Российское общество в целом встретило войну подъемом патриотических настроений. От добровольцев не было отбоя. Хотя, как это часто бывает, не обошлось без «перекосов» – например, погромов в германском посольстве в Петербурге (который, кстати, уже в скором времени переименуют в Петроград – из-за тех же антигерманских настроений) и немецких магазинах. Во многом такому патриотическому подъему способствовали пресса и искусство. Когда была объявлена всеобщая мобилизация, многие художники поехали на линию фронта добровольцами, где работали в качестве корреспондентов периодических изданий. Поэтому о войне многие из них знали не понаслышке. Евгений Лансере, член объединения «Мир искусства», отправился на Кавказский фронт. Алексей Кравченко был прикомандирован к 1-му дворянскому санитарному отряду в должности фотокорреспондента и художника и после командировки создал серию офортов «Галицийский фронт. 1916 год». 

Эта серия и многие другие работы художников, находившихся как на фронте, так и в тылу, представлены на выставке «Мобилизация искусства. Графика Первой мировой войны 1914-1918», проходящей в эти дни в Москве. Первое, на что обращаешь внимание, – техническое, стилистическое и жанровое разнообразие. Акварельные рисунки, офорты и многие другие техники использовались художниками того времени. В основе выставленной коллекции – карикатуры знаменитых мастеров этого жанра – П.А. Алякринского, А.И. Лебедева и др. А также фронтовые зарисовки Г.С. Верейского, Е.Е. Лансере, С.А. Виноградова, Н.Н. Поманского и многих других. Некоторые авторы карикатур – например, В.Н. Дени (Денисов) и Д.С. Моор (Орлов) – в будущем станут основоположниками советского агитационного плаката. График Георгий Верейский станет членом творческого объединения «Боевой карандаш», плакаты которого приобретут особую популярность уже в годы Великой Отечественной войны.
На карикатурах – пузатые немцы в кайзеровских касках, скачущие верхом на козах и свиньях. Германия то в образе лисы из басни Эзопа «Лиса и виноград», то в образе обезумевшей старушки, с обожанием глядящей на кайзера. Турция в образе хитрого карлика в феске, огромных шароварах и крючконосых туфлях. Не редкий персонаж – русский мишка, свирепый для тех, кто посмел на него пойти с ружьем. И Победа в образе девы-призрака, стремительно убегающая от солдата. 

Смех смехом, но эти образы, созданные художниками, оказывали сильное влияние и на армию, и на мирное население. И многие из этих образов, превратившись в устойчивые стереотипы, снова нарисуются – на плакатах и карикатурных рисунках уже Второй мировой войны.