Культура и искусство

«Думаю, сегодня у нас Средневековье…»

В Рижском русском театре открылась выставка Сальвадора Дали
«Думаю, сегодня у нас Средневековье…»
«Думаю, сегодня у нас Средневековье…»

Текст:  Виктория РУДКОВСКАЯ

К номеру:  35 (567)


14 Августа 2014 года

Ключевые слова:
искусствовыставкаДали
На выставке представлены литографии, ксилографии, керамика, произведения в бронзе, серебре, декоративно-прикладные изделия – всего около 100 работ величайшего художника. Загадочность образов, созданных гением Дали, притягивает, заставляет задуматься о главных вопросах бытия. Дали и сегодня – самый яркий представитель сюрреализма в искусстве. В качестве способа самореализации он  избрал параноидально-критический метод: «Все мои амбиции в изобразительном плане заключаются в материализации с наибольшей точностью картин иррационального конкретного». Смысл своих работ художник объяснял так: «Если вы находите это слишком простым, скажите мне, и я с удовольствием все немного усложню».

На выставке представлены не самые известные, но от этого не менее интересные работы художника. В цикле «Двенадцать апостолов» («Рыцари круглого стола») – 12 литографий на тяжелой французской бумаге. Все они пронумерованы и подписаны автором. Чтобы подчеркнуть божественную возвышенность темы, художник декорировал изображения золотыми точками и тонкой золотой рамкой. Эта серия работ, созданная в 1977 году, плод многолетних внутренних исканий Дали и его обращения к Богу. Сальвадора Дали всегда волновали темы греха, стыда, веры. Неслучайно цикл имеет двойное название и повествует о рыцарях, безупречно владеющих этикетом, чистых в своих делах и помыслах, занятых поисками святого Грааля – чаши, в которую собрал кровь Иисуса Христа Иосиф Аримафейский. Именно чистота человеческих качеств и готовность во имя этих идеалов и веры пойти на подвиги и мученичество объединили для Дали апостолов и рыцарей.

Великолепен цикл иллюстраций из 20 акварелей к повести и балету «Треуголка» (1959). Литографии изготовлены способом, требующим отпечатки каждого цвета отдельно, что обеспечивает идеальную четкость и соответствие исходным оттенкам. Повесть Педро Антонио де Аларкона «El sombrero de tres picos» («Треуголка», 1874), связанная с традициями плутовского романа, кроме Дали, вдохновляла многих художников. Повесть пережила свое время, ее переиздают по сей день. Ставят и балет по «Треуголке», созданный  в 1917 году по заказу Сергея Дягилева. 

На выставке представлены литографические иллюстрации к «Божественной комедии» Данте и к «Жизнеописанию» итальянского скульптора XVI века Бенвенуто Челлини, где Дали, добиваясь реалистичного эффекта, использовал новые техники и расписывал оттиски металлической пудрой и акварелью. Фантазия художника безгранична – им расписаны керамические тарелки, пепельницы, серебряная медаль чемпионата мира по футболу, проходившего в 1986 году в Мексике, барельефы из серебра – «Космическая Ева», «Плодородие», золотая брошь «Ангел с оружием», игральные карты. Выделяется изяществом исполнения скульптура Минотавра из бронзы и золота. В основном это работы 60-80-х годов прошлого века.
Творчество Дали оказало влияние на развитие рекламных технологий, например, его идеями  иллюстрируют винные этикетки Chateau Mouton Rothshchild. Как любой гений, Дали современен. А его мысль – «Думаю, что сейчас у нас Средневековье, но когда-нибудь настанет Возрождение» – становится все более актуальной на фоне усиливающейся бездуховности и обезличенности человека в современном мире.