Культура и искусство

На вес золота

Национальный бренд Беларуси переживает второе рождение

Текст:  Людмила МИНКЕВИЧ

К номеру:  42 (574)


25 Сентября 2014 года

Ключевые слова:
Беларуськультурабогатство родины
Идея возродить технологии и традиции производства легендарных слуцких поясов принадлежит президенту  Александру Лукашенко. Два года назад по его инициативе стала реализовываться Государственная программа «Слуцкие пояса», рассчитанная на период до 2015 года. О слуцких поясах стали говорить, писать, их начали популяризировать, причем самыми разными способами: мотивы поясов стали появляться на книжных обложках, платьях, марках, монетах. 

Главная цель программы – возрождение искусства слуцких поясов. Триста лет назад они ткались из золотых и серебряных нитей, ценились как дворцы и даже подделывались французскими мастерами. На восстановление производства было потрачено немало времени и сил специалистов из самых различных сфер. Ученые-искусствоведы Национальной академии наук  Беларуси собирали и изучали раритеты. Художники и дизайнеры помогали им создать концепцию реставрации поясов. Сотрудники Витебского государственного технологического университета разрабатывали уникальный компьютеризированный ткацкий станок. Единственный в своем роде, он был произведен на известной немецкой фирме. Производство эксклюзивной продукции доверили специалистам РУП «Слуцкие пояса».  

На создание первого пояса, как рассказала директор РУП «Слуцкие пояса» Лариса Тарасова, ушло полгода. Но это было только начало. С тех пор процесс значительно ускорился.   

Какие виды поясов стоит разрабатывать, фабрике рекомендует Научно-экспертный совет, созданный при Министерстве культуры. 

– Пока мы делаем копии с тех поясов, что сохранились в Беларуси, – объясняет директор. – В настоящее время, например, работаем с оригиналами поясов из Национального художественного музея Беларуси и Минского областного краеведческого – в Молодечно. 

На уникальном станке работают самые опытные сотрудники фабрики, прошедшие специальное обучение в Германии. Процесс производства задается двумя компьютерами. Человеку остается контроль, чтобы в случае необходимости  корректировать работу станка. Пояс в 3,5 метра сходит со станка за 62 часа – слуцкие ткачи могли бы этому только позавидовать: раньше пояса ткались вручную. И только  мужчинами – слишком тяжелым был этот труд.

В этом году работать за станком будут выпускники Барановичского государственного колледжа легкой промышленности.

В основном пояса заказывают в качестве представительских подарков за рубеж. Музеи покупать в свои коллекции шедевры пока не спешат – видно, для них это слишком дорогие экспонаты. 

Директор РУП «Слуцкие пояса» Лариса Тарасова своей радости и восхищения не скрывает: 

–  У нас получилось вернуть и воссоздать исторические технологии, и это просто чудо. В ХХI веке к нам вернулась наша история, наша гордость – слуцкие пояса, которые десятилетиями мы могли видеть только в редких белорусских музеях. 

Малоизвестные факты:

– Первые пояса в Беларуси стали производиться не в Слуцке, а в Несвиже. Именно туда был приглашен Михаилом Казимиром Радзивиллом известный ткач из Станислава (современного Ивано-Франковска) Ян Маджарский. 

– Слуцкая фабрика пришла в упадок после присоединения белорусской территории к Российской империи, когда новые власти запретили и дворянский кунтуш, и пояс.  

– Одна из самых больших коллекций слуцких поясов находится в Москве – их подарил Государственному историческому музею Москвы известный коллекционер Петр Щукин. Он собирал пояса по всей России. Свои агенты были у него и в Беларуси.

– В музейных коллекциях Беларуси находится не больше тридцати слуцких поясов и их фрагментов.