Культура и искусство

Подвиг русских женщин

Подвиг русских женщин
Подвиг русских женщин
Продюсеры картины Игорь Угольников и Федор Бондарчук – создатели масштабных фильмов о Великой Отечественной войне, имевших успех у зрителя, «Брестская крепость» и «Сталинград» – называют «Батальонъ» «первой картиной российского производства, посвященной Первой мировой войне»
По сути, это верно, зритель впервые так глубоко окунается в ад этой «забытой» войны, в ее грязь, копоть, газовые атаки, разброд и шатание армии после Февральской революции. Действие фильма происходит под Сморгонью, на белорусской земле, и главное в том, что зритель оказывается в совершенно необычной для той войны среде: женский батальон, сформированный из представительниц самых разных сословий. Да, было и такое весной 1917 года в России – после революции, когда император уже отрекся от престола, а на фронте шли братания солдат с немцами. Вот тогда по приказу Временного правительства и был создан женский «Батальон смерти» под командованием георгиевского кавалера Марии Бочкаревой, русской крестьянки, избравшей своим призванием служение Отечеству. Керенский лично поставил задачу – будучи на передовой, поднять боевой дух армии.

Фильм завораживает зрителя – режиссура Дмитрия Месхиева убедительна и достоверна, хотя на экране происходят невероятные вещи с точки зрения нашего «далека». Фильм основан на архивных документах, над которыми авторы всерьез потрудились.

– Работать над фильмом было сложно, – сказал на пресс-конференции Дмитрий Месхиев, – вы видите на экране и стену огня, и огромное количество взрывов. Но основная сложность заключалась в том, что нам предстояло научить воевать героинь, пришедших в батальон, естественно, не обладая никакими навыками, и актрис, исполняющих их роли. Снимали в основном поздней осенью и ранней весной при температуре от нуля до трех градусов, девушкам приходилось ползать в грязи, бегать с винтовками наперевес. В кадре постоянно находились до 150 человек массовки, и в первые дни, признаюсь, я молился, чтобы каждая пробежала по своей траектории, чтобы, падая, они не поранили друг друга штыками.

Актрисы вторят режиссеру. Мария Кожевникова, сыгравшая графиню Татищеву, готовилась к съемкам в течение нескольких месяцев, читала исторические материалы, смотрела видео и имела право голоса на внесение поправок в сценарий. Валерия Шкирандо рассказала, что профессионально освоила пулемет «Максим», а на съемках постоянно помнила о том, что, несмотря на все трудности, прототипам их героинь приходилось несравнимо труднее. Ирина Рахманова рассказала об экстремальном погружении в съемки, так как приехала позднее других и буквально получила приказ: «Падай, ползи! Почему не ползешь?!» Ярчайший образ создала в картине белорусская актриса Яна Малинчик. А Мария Аронова, сыгравшая главную героиню, так отозвалась о своем персонаже: «Бочкарева близка мне силой своей, верой в то, что делает. Она была очень строгим человеком, исключала в батальоне любые любовные интриги. Думаю, она была несчастной женщиной и, если бы имела детей, скорее всего, в армию не пошла бы». Так или иначе, все актрисы признались, что съемки во многом изменили их. А несколько девушек из массовки стали профессиональными каскадерами и уже участвуют в этом качестве в других картинах.

Был ли смысл в пусть и героической, но гибели женщин? «Если бы девушки не пошли на фронт, в ходе Первой мировой, наверное, ничего бы не изменилось, – говорит Дмитрий Месхиев. – Но для нас было важно рассказать об их подвиге, о любви к Родине, об их порыве. И я убежден, что наш фильм дает прямой ответ сомневающимся. В финале картины солдаты, олицетворявшие тот самый «разброд и шатание» в армии, побежали с криком «ура!» на немцев – батальон выполнил свою задачу, и иных смыслов там  быть не могло».