Культура и искусство

Наитие ангелов

Наитие ангелов
Наитие ангелов
Еще два года назад гродненская гимназистка Ирина Можджер и подумать не могла, что напишет икону
Но однажды в ее жизни произошло событие, похожее на чудо. 

– Ира даже примитивные вещи рисовать не умела, домашнее задание по рисованию за нее делали сестры. Трудно объяснить, как открылись в ней эти способности, – рассказывает мама Алла Владимировна. Она и привела девочку два года назад в детскую студию иконописи при Гродненском кафедральном Свято-Покровском соборе, решив, что в атмосфере духовности дочь-подросток найдет хороших друзей. 

Подобная студия для Гродно стала новинкой, педагог Дарья Калиберда тогда как раз набирала первых учеников. Светский художник, она и сама написала первую икону по наитию. А идею сплотить церковным искусством детей Дарье Дмитриевне подал настоятель собора, когда увидел ее работу. Так и сошлись в одном круге начинающая педагог и начинающие иконописцы. 

– Ирочка, которая даже карандаш в руках правильно держать не умела, обратила на себя внимание тем, как проникновенно умела слушать, душой вбирая самое главное. Видимо, неслучайно первую икону в студии написала именно она, хотя я и не думала, что это произойдет так быстро, – говорит педагог. Занятия в студии при храме начинались с молитвы, затем Дарья Дмитриевна потихоньку вводила учеников в историю иконографии. Дети рисовали, что на душу ляжет: космос, морское дно, природу. Однажды каждый получил домашнее задание: подготовить рассказ о святом, имя которого носит, и принести иконку с его изображением. О том, что кто-то решится сам написать лик святого, педагог и не предполагала, а Ира попробовала. 

– Это было вечером, я зашла на кухню, дочка сидела за обеденным столом и что-то сосредоточенно рисовала. А потом вся сияющая от радости показала нам свою икону. Это действительно было похоже на чудо, – вспоминает Алла Владимировна. 

– Написать икону, конечно, не каждый может. Но по себе знаю, если это случилось, иконопись становится смыслом жизни. Заметила, что у детей это происходит как-то легче, естественнее, что ли. В нашей студии вслед за Ирой получилось и у других, – делится своими ощущениями Дарья Дмитриевна. К моменту начала традиционного Международного Московского Рождественского конкурса-фестиваля детского изобразительного творчества «Вифлеемская звезда» в гродненской детской студии иконописи уже зажглись свои звездочки. Они оказались в числе более чем 3 тысяч конкурсантов из России, Болгарии, Сербии, Беларуси, Грузии. Конкурс этот известен высоким уровнем и традициями. 

Он проводится под эгидой Комитета по делам семьи и молодежи Москвы, Государственной академии славянской культуры и других структур, заинтересованных в духовном, нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. Его цель – выявление и поддержка юных дарований, возрождение интереса к традициям Православия, к истории и художественно-культурному наследию. Конкурс «Вифлеемская звезда» зародился в 1997 году в клубе «Юный художник» московского района Кузьминки. С 2002 года фестиваль-конкурс стал международным. Ежегодно в нем принимают участие дети и подростки из Москвы и регионов России, ближнего и дальнего зарубежья, представляя живописные и графические работы, вышивку и роспись по ткани, резьбу по дереву и декоративную керамику, эскизы витражей и гобеленов с использованием композиционных и стилистических приемов древнерусской живописи. Конкурс приобрел огромную популярность: если в 1997 году в нем приняли участие около сотни детей в возрасте от 5 до 18 лет, то сегодня число участников возросло более чем в 30 раз. 

Лучшие работы, по традиции, экспонируются на заключительном мероприятии в Храме Христа Спасителя и представляются в каталоге. Дарья Дмитриевна говорит, что для ее начинающей студии важен был сам факт участия: 

– Я даже не следила за итогами конкурса. Добрую весть о том, что наши работы не просто заметили, что мы победили, принесли родители. Это была, конечно, большая радость. 

Сразу два диплома I степени присудило жюри юным гродненским иконописцам – Анастасии Тупик за «Икону Казанской Божией Матери» и Ирине Можджер, представившей четыре работы. Икона Софии Рудой «Спас Нерукотворный» была награждена дипломом II степени. А Гран-при конкурса удостоена сама гродненский педагог Дарья Калиберда. Из Москвы гродненцы приехали вдохновленными и организовали выставку икон детской студии. Она состоится в середине мая в Свято-Борисо-Глебской (Коложской) церкви в ее престольный праздник. Ира до сих пор под впечатлением от поездки в Москву: 

– И радостно было, и волнительно, а момент вручения награды стал настоящим духовным испытанием. Дело в том, что до нас дошла информация, что я заняла 2-е место. Приехали в Москву, стали искать в списках, а моей фамилии нет. Только потом, когда я уже смирилась, оказалось, что искать надо было среди победителей. Гродненская гимназистка, обладающая даром иконописи, уже создала 16 икон. Многие из них она подарила родственникам и близким людям. Мне довелось увидеть четыре ее конкурсные работы. Если бы не знала предысторию, не поверила бы, что иконы эти написаны рукой подростка. 

– О чем ты больше всего мечтаешь? – спросила восьмиклассницу Ирину. 

– Моя жизнь уже наполнена смыслом, – услышала в ответ.