Культура и искусство

«Иван Грозный» родился в эвакуации

«Иван Грозный» родился в эвакуации
«Иван Грозный» родился в эвакуации
В рамках XV Фестиваля искусств «Черешневый лес» в московском Институте русского реалистического искусства открылась выставка «Искусство в эвакуации»
На стендах, в частности, можно увидеть экспонаты Музея кино. Цель экспозиции, посвященной 70-летию Великой Победы, – показать, как в годы войны сохранялось культурное наследие и даже наблюдался расцвет художественной жизни. Именно тогда, вдали от Москвы и фронта была написана великая музыка, организованы выставки выдающихся художников, поставлены знаменитые спектакли, снято знаковое кино. 

Первая часть незавершенной трилогии Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» создавалась в 1944 году на студии ЦОКс (ныне «Казахфильм») в Алма-Ате, в своеобразном советском Голливуде в годы эвакуации. С 1941 по 1944 год там было снято 23 художественных фильма и 10 короткометражных лент. Главным достижением ЦОКса считается картина Эйзенштейна, которой выпала трудная судьба. Первая серия «Ивана Грозного», в которой показан ранний период правления Ивана IV, вышла на экраны в 1945 году и принесла режиссеру и съемочной группе Сталинскую премию 1-й степени. 

Вторая часть была посвящена опричнине и запечатлела распад личности кровавого тирана – вместо портрета идеального государя, который был «заказан» Эйзенштейну Сталиным. Ленту запретили, и она увидела свет лишь в 1958 году, когда ни режиссера, ни вождя уже не было на свете. Третья серия существует только в сценарии, подготовительных рисунках и рабочих записях. Часть уникальных материалов хранится в Музее кино и представлена на выставке «Искусство в эвакуации». 

О том, как создавалась 1-я серия «Ивана Грозного» в Алма-Ате, гостям экспозиции рассказывают эскизы декораций, переписка и рисунки Сергея Эйзенштейна, костюмы персонажей, афиша московской премьеры и фотографии, сделанные вторым оператором картины Виктором Домбровским. Рабочие моменты и сцены, запечатленные Виктором Викторовичем, впоследствии стали основой плакатов, открыток, буклетов и альбомов, посвященных ленте советского гения кино. Как отмечают исследователи творчества Эйзенштейна, образ Ивана Грозного, созданный в фотографиях Домбровского, из «визитной карточки» фильма превратился в самостоятельное произведение, дополняющее киноверсию. Открытый фестиваль искусств «Черешневый лес» основан в 2001 году с целью поддержки многонациональной российской, а также мировой культуры, призван обеспечить преемственность традиций и связей поколений. Этот проект представляет разные виды искусств, на фестивале царит атмосфера удивительного дружелюбия.

Фестиваль проходит на самых престижных площадках столицы и за 15 лет существования явился организатором и участником огромного количества выставок в Москве и за рубежом. А Институт русского реалистического искусства, открывшийся в декабре 2011 года, – частный проект, возрождающий традиции российского меценатства. Его коллекция живописи, в которой представлены картины Аркадия Пластова, Сергея Герасимова, Александра Дейнеки, Юрия Пименова, Георгия Нисского, Исаака Бродского и других художников XX века, считается одной из лучших в Москве. Институт занимает один из старинных корпусов бывшей Московской ситценабивной фабрики в Замоскворечье. Центральный музей кино, один из участников выставки, основан в марте 1989 года, три года спустя стал самостоятельной некоммерческой культурно-просветительской организацией, а в 2001-м ему был присвоен статус государственного. 

До ноября 2005 года музей располагался в Киноцентре на Красной Пресне, где были созданы фондовые коллекции, отражающие культуру кино России на протяжении всей истории ее развития, там проводились показы шедевров мирового кино. С конца 2005 года хранилища музея располагаются на территории «Мосфильма», а кинопоказы и другие мероприятия проходят на разных площадках Москвы, в том числе в Доме кино. Выставка «Искусство в эвакуации» продлится до 11 октября 2015 года.