Культура и искусство

Россия уже 1000 лет идет по пути, намеченному князем Владимиром

Россия уже 1000 лет идет по пути, намеченному князем Владимиром
Россия уже 1000 лет идет по пути, намеченному князем Владимиром
В Москве появится памятник Крестителю Руси. Один из его авторов - ваятель «Прощания славянки» на Белорусском вокзале.
Авторы - скульптор Салават Щербаков и архитектор Игорь Воскресенский. Инициатором создания монумента выступило Российское военно-историческое общество (РВИО). Проект уже одобрен комиссией по монументальному искусству при Мосгордуме. Сейчас активно обсуждается, где его поставить в историческом центре Москвы.

Мы дозвонились до Салавата ЩЕРБАКОВА в Калининград, где он открывал памятник кораблестроителям. Напомним, что среди новых работ скульптора - «Прощание славянки» на Белорусском вокзале, памятники Александру I и Патриарху Гермогену в Александровском саду в Москве, «Героям Первой мировой войны» в Калининграде.

- Что значит для нас сегодня фигура князя Владимира?

- В наше время в России идут сложные и глубокие процессы осознания собственной истории, многие факты которой мы порой игнорировали, но сейчас возвращаемся к истокам.
Владимир Святославич, Великий князь Киевский - креститель Руси, основатель Русского государства, святой Русской православной церкви. Россия уже тысячу лет идет по пути, намеченному князем. И, устанавливая монумент подвижнику в 1000-летнюю годовщину его кончины, мы подтверждаем верность заветам великого
предка.

- Есть ли надежда на то, что этот памятник сможет объединить людей с разными точками зрения на историю?

- Действительно, есть фигуры в нашей истории, деятельность которых оценивается очень по-разному. Например, Иван Грозный. Знаете ли вы, что его фигуры нет на памятнике «Тысячелетие России» в Великом Новгороде? И сейчас люди разделились в оценке исторической роли Ивана Грозного. То же самое с фигурой Петра Первого - многие, например старообрядцы, считают его антихристом. Отношение к Сталину тоже разделило наше общество на полярные половины.
А вот с князем Владимиром все наоборот: вряд ли найдем среди знающих историю людей тех, кто мог бы усомниться в его великой роли собирателя русских земель, на века вперед предопределившего духовные судьбы русского и других народов, населяющих нашу страну.

- Изучая фигуру Крестителя Руси, открыли ли вы для себя что-то новое?

- Мы погрузились в эпоху, прочитали массу литературных и исторических источников. Посмотрели, как наши предки изображали святого князя на иконах и в скульптуре, например, барон Клодт и Константин Тон в Киеве, а также авторы памятника «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. И нас поразило, как во всех изображениях передана сила личности князя, несущего добро и правду. А именно это, несмотря на все сложности, определяло характер нашей страны во все века.
По изображениям Первокрестителя Руси мы пытались понять его характер, ощутить энергию и размах мысли, и все это было необходимо перенести в наше скульптурное изображение. Также внимательно мы отнеслись к облачению и атрибутам того времени. Все это должно было быть документально верно.
Всем интересно, жива ли преемственность между людьми того времени, когда правил князь, и нами. Утверждаю - жива. Ниточка, символизирующая наши духовные ценности, тянется из древности, через всю Святую Русь, до нашего времени.

- Вам не мешало то, как князя Владимира представили ваши предшественники?

- В Киеве князь Владимир изображен молящимся, он снял свою княжескую шапку, стоит с непокрытой головой, а глаза и лицо его устремлены вверх. Это его личная молитва, и тема киевского памятника - крещение самого князя Владимира. Здесь он принимает
христианство.
В Великом Новгороде отражена другая ипостась - волевой, сильный человек, даже воинственный, в руке он держит крест, а ногой ниспровергает языческого идола.
Мы же пытаемся отобразить несколько иную тему - крещение Руси, ее 1000-летний путь. Это разные сюжеты. Принятие христианства князем в Киеве, переход от язычества к христианству в Новгороде, а идея московского памятника в том, чтобы из нашего времени окинуть взором тот путь, который прошла страна за тысячу лет.
Князь Владимир из глубины веков смотрит на нас и должен восприниматься зрителями не только как наше прошлое, но и как карта действий, карта нашего пути вперед.

- Вы более широко берете тему.

- Ну что вы, мы не соревнуемся с предшественниками, планка культуры и мастерства тогда была очень высока, мы ориентируемся на ту эпоху, стараемся быть достойными мастеров. Просто нам выпало, можно сказать, счастливое время. И стране, и нам нужна энергия, и сейчас такая тема более важна даже, чем в XIX веке. Тогда и так было ясно, что Россия идет по своему славному пути, она и сейчас идет, но подтверждение этому, особенно через тысячу лет, нам необходимо.

- Как относитесь к дебатам общественности по поводу места установки памятника?

- Думаю, полемика - это хорошо. В нашей стране можно свободно высказывать свои мнения, но здесь, конечно, присутствует и доля политики. После десятилетий атеизма у нас немало сторонников других ценностей. Но, как и во всех странах, у России есть свои святыни. К счастью, они не испарились за тысячу лет. В них верит и их поддерживает большинство. А с большинством, думаю, нельзя не считаться. Что касается места установки памятника, здесь свое слово должны сказать церковь, мэр города, Министерство культуры и, конечно, РВИО - это общественное дело. По моим данным, среди вариантов - Боровицкий холм, территория у Храма Христа Спасителя и Зарядье.