Культура и искусство

Людмила ХИТРОВА: ЛЮБЛЮ авантюры, НО ТОЛЬКО НА СЦЕНЕ!

Людмила ХИТРОВА: ЛЮБЛЮ авантюры, НО ТОЛЬКО НА СЦЕНЕ!
Людмила ХИТРОВА: ЛЮБЛЮ авантюры, НО ТОЛЬКО НА СЦЕНЕ!
Ведущая солистка Национального Большого театра оперы и балета родилась в Караганде, училась в Нижнем, танцует в Минске.
Где-где? В Караганде!

Выпускница Нижегородского театрального училища россиянка Людмила Хитрова пятый год живет в Минске. Родилась в Казахстане, а когда ей было пять лет, семья переехала в Нижний Новгород.
- Очень люблю вопрос о своем месте рождения, - смеется она. - Где-где? В Караганде! В моей жизни вообще многое рифмуется, оказывается неслучайным, и мне это нравится!
По настоянию мамы девочка перепробовала все возможные секции и кружки, связанные с танцами и искусством. Везде получалось, но не все нравилось.
К примеру, от спортивных танцев отказалась после первого же урока. И хоть занятия были оплачены на месяц вперед, мама не уговаривала: она была за то, чтобы девочка нашла себе занятие по душе. Ну и чтобы еще осанка хорошая была. Поэтому привела Люду в балетную школу. Встреча обернулась страстью: у девочки были и талант, и воля, и неуемное желание танцевать.

Свое нижегородское детство Людмила вспоминает с улыбкой: 
- Балетом я начала заниматься в 10 лет. Некоторые специалисты считают, что это уже поздно. Но все зависит и от желания человека, и от его способностей. Сейчас стремятся к ранней подготовке: дети пластичные, у них мягкие связки. Но так зачастую и профессиональное выгорание происходит быстрее, организм изнашивается, поэтому и карьера заканчивается раньше. Многое зависит и от школы, и от физических данных. Чем правильнее тебя научили работать, относиться к себе разумно, тем дольше тело будет тебе служить без сбоев. Мы ведь не железные.

Есть постановки, которые полностью истощают и физически, и эмоционально, - важно прислушиваться к сигналам тела, реагировать на них, давать себе отдых, устраивать переключения. Здесь я могу привести пример Майи Плисецкой, которая фантастически танцевала десятилетия, подчеркивая в своих интервью, что к телу, как к рабочему инструменту, она относится бережно и с уважением.

После театрального училища Людмила Хитрова довольно быстро сделала хорошую карьеру в Красноярске, став там солисткой Государственного театра оперы и балета.
- Мой молодой человек, Александр Бутримович, тоже учился в Нижнем Новгороде, потом нас пригласили в Красноярск. Без Саши я бы не поехала. Представляете, в 17 лет уехать в Сибирь - на это было сложно решиться одной. Но получилось здорово, - говорит Людмила. - Там были хорошие условия для творчества, фантастические зарубежные гастроли: мы 6 месяцев провели в Англии, два раза были в Италии, танцевали в Мексике. Но я человек теплолюбивый, жизнь в Сибири для меня испытание.
Саша часто ездил по разным конкурсам, у него было много предложений. В Беларусь его пригласил Валентин Елизарьев. Для Людмилы и Александра Минск в какой-то степени тоже стал своего рода «рифмой»: ведь Саша в этом городе родился, хотя теперь его родители живут в России.

Медаль Скорины

Людмилу в Минск никто не звал. На «смотрины» она попросилась сама. Знала только, что в Национальный академический Большой театр оперы и балета Республики Беларусь в солисты «с улицы» практически не попасть.
- По знаку гороскопа я Весы. Постоянно в подвешенном состоянии, часто долго решаю, что делать и как. Но зато как только мне предлагают любую авантюру, сразу отвечаю «да». Очень люблю все необычное. Решила рискнуть, получилось, но мне пришлось проходить весь путь заново, от кордебалета, - то время Людмила вспоминает с улыбкой, хотя говорит, что было и тяжело, и обидно начинать карьеру заново, первое время даже плакала.
Сама она считает, что иногда это даже полезно - доказать себе и другим, что твоя карьера не случайность, не чья-то прихоть, а труд и талант. Теперь она - ведущий мастер сцены Большого театра. 

В прошлом году стала лауреатом IV Международного конкурса артистов балета в Стамбуле и получила высокую государственную награду Республики Беларусь - медаль Франциска Скорины.

Людмила признается, что не верила до последнего: «Мне казалось, что такие награды дают только гражданам страны. А у меня, россиянки, в Беларуси вид на жительство. Хотя успокаивала себя: мы ведь все граждане Союзного государства».

«Сегодня я Джульетта, а завтра - испанка»

Людмила говорит, что она слышит аплодисменты зала только тогда, когда другие выходят на поклон. На своих поклонах от адреналина закладывает уши. Ей будто передается настроение и эмоции зрителей. И жаль, что у нас практически весь зал в темноте, - это минус для артиста, он не видит зрителей. Поэтому ей так нравятся гастроли в Германии, там часто между сценой и зрителями нет оркестровой ямы. Нет барьера, можно разглядеть лица людей: часто именно их эмоции придают силы на гастролях танцевать одни и те же партии.

- На гастроли мы везем чаще всего классику, - поясняет Людмила. - И это правильно. Я считаю, что любой классический танцовщик может натренироваться и станцевать модерн, а вот наоборот уже сложнее. Без классики никуда, это основа, которая позволяет мне выстраивать разные образы. Мне важно понять характер героини, люблю, когда нужно играть много эмоций. Поэтому, когда готовлюсь, смотрю фильмы или читаю книги по теме. К каждой партии отношусь трепетно. Всегда после пересматриваю то, как станцевала. Вижу свои недочеты и стараюсь их исправить.

Артисты большую часть жизни проводят в театре, и совсем неудивительно, что и вторую половинку чаще всего они находят тут. У солистов нет четкого графика репетиций, они очень редко знают, когда будет перерыв, свободное время.
- Конечно, я могу отказаться от тренировки, - рассказывает Людмила, - но быть в хорошей форме, поддерживать ее - это в моих же интересах. Да, нужна огромная сила воли, чтобы постоянно переступать через себя, заставлять работать тогда, когда нет настроения. Иногда утром просто нет желания вставать с кровати, но есть слово «надо»! При этом, когда меня спрашивают про планы на день, у меня язык не повернется сказать, что иду на работу. Я иду - в театр! Я люблю это.

- Не хочу затягивать с рождением ребенка. Но вопрос сложный. Сейчас у меня пик карьеры, доверяют важные роли, множество спектаклей. А ребенок - это значит, уйти со сцены как минимум на год. Даже когда после отпуска возвращаешься, нужно время, чтобы войти в форму, а тут… даже пока и не представляю себе.

Но я реалистка, понимаю, что все станцевать невозможно. Поэтому настраиваю себя так: пропущу год - наверстаю. Хочу быть молодой мамочкой. Стараюсь переманить своих родителей в Минск. Маме всего год до пенсии, и я очень жду ее тут. Тем более что она часто ко мне приезжает, и ей нравится. Хотелось бы, чтобы и брат с семьей переехал. Это мой план, надеюсь, он осуществится.

РЕБЕНОК ИЛИ КАРЬЕРА?

Я люблю гастролировать, путешествовать, мне интересно куда-то приезжать на неделю, на месяц. Например, чтобы повысить квалификацию, увидеть что-то новое. Но возвращаться хочу в Минск. Я счастлива здесь. Часто зовут в другие труппы, но меня устраивает и работа, и все вокруг. Мне нравится Минск, нравится работать в этом театре и отношение людей ко мне. Хотелось бы остаться и вить гнездышко именно в этом городе.