Культура и искусство

Дирижер, режиссер, он же диктатор

Недавно в Союзном государстве завершились гастроли Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра, посвященные 70-летию Великой Победы
Дирижер, режиссер, он же диктатор
Дирижер, режиссер, он же диктатор

Текст:  Екатерина АСМЫКОВИЧ

К номеру:  34 (625)


05 Августа 2015 года

Ключевые слова:
Оркестрмолодежный оркестрСоюзное государствоВячеслав ВАЛЕЕВИван КОСТЯХИН
Когда задумывался этот проект, многие предрекали ему недолгую жизнь - мол, вряд ли это реально. Участники оркестра - школьники, все время ротируются, репетируют раздельно, встречаясь лишь на гастролях. Как удается сыграться музыкантам двух стран, «СВ» рассказал дирижер Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра Иван КОСТЯХИН. 

- Музыканты молодежных оркестров обычно старше 18 лет, вы же работаете с 15-18-летними школьниками. 

- С молодежью работать непросто, но безумно интересно. Дирижер и так всегда немножко и режиссер, и управленец, и рефери, а иногда и диктатор. Но в случае с юными дарованиями он еще и наставник. Впрочем, это тот случай, когда обмен энергией и эмоциями взаимен: настолько подкупает искренность юных оркестрантов, их вера в силу музыки, что работать хочется больше и больше. За эту эмоциональность, за мощную энергетику, которую излучают молодые дарования, зритель прощает «молодежке» даже некоторые погрешности, если они случаются. 

-Что помогает музыкантам ощущать себя единым оркестром, репетируя вместе всего несколько дней? 

- Да, большую часть времени российские и белорусские музыканты репетируют самостоятельно. За несколько месяцев до начала гастрольного тура мы с российским дирижером Вячеславом Валеевым договариваемся о программе, и ребята оттачивают свое мастерство параллельно как бы в двух оркестрах. В Москве и Минске, разумеется, при нашем участии. Перед гастролями мы воссоединяемся. И вот эта первая совместная репетиция - действительно волшебство: все, что звучало разрозненно, получает законченность и целостность. На успешную историю нашего Молодежного симфонического оркестра, конечно, работают близкая ментальность россиян и белорусов, сходные культурные традиции, близость музыкальных школ. 

- Как отбираете ребят, кто они, эти счастливчики? 

- Мы работаем с лучшими учащимися ведущих учебных заведений, которые ищут таланты не только в столицах, но и в регионах. Это Центральная музыкальная школа при Московской консерватории имени П.И. Чайковского и Республиканский колледж при Белорусской академии музыки. Многие из наших музыкантов - лауреаты и дипломанты юношеских конкурсов. Работать с такими детьми - истинное удовольствие. Все они - будущая музыкальная элита Беларуси и России. 

- Но, заканчивая учебу, одни музыканты покидают коллектив, на их место приходят другие. Вот такая частая смена не мешает творчеству? 

- Конечно, мешает. Но эти трудности запрограммированы форматом проекта. Есть в них и положительная сторона: смена состава приучает ребят, таких разных, к тому, что творчество - процесс коллективный и требует не только сосредоточенности, но и раскрепощения, открытости. Общаясь, подростки учатся строить личностные и творческие отношения, формируют, как сейчас модно говорить, свой творческий и человеческий капитал. Кроме того, несмотря на юный возраст, наши музыканты показывают весьма достойный уровень подготовки и быстро схватывают основные принципы работы в большом творческом коллективе. 

- Иван Владиславович, если во время концерта что-то пойдет не так, вы будете недовольны собой или музыкантами? 

- Оркестр - прежде всего союз. Винить в ошибках кого-то одного нельзя, в коллективной работе за промахи отвечают все вместе. На репетиции после концерта, если возникали на нем ситуации, пусть и незаметные для публики, но не очень благополучные, с дирижерской точки зрения, всегда разбираем, что и почему пошло не так. 

- Оркестр побывал на гастролях и в Германии, Италии, Англии, Чехии. Как влияют маршруты гастролей на программу концертов? 

- Мы учитываем вкусы и традиции публики, для которой будем играть. В Германию, например, обязательно повезем Мендельсона. Чехам играем Дворжака и Сметану. Однако куда бы ни отправились, в репертуаре всегда есть «наше, национальное», что в мире музыки давно стало понятным без перевода, - Чайковский, Рахманинов. Обязательно включаем в программу сочинения белорусских композиторов - Дмитрия Смольского, Евгения Глебова, Владимира Солтана. С удовольствием знакомим зарубежную публику с тем, что для нас традиция, а ей в новинку. Если бы вы знали, в каком восторге иностранцы от игры на цимбалах солистки оркестра - белоруски Яны Славашевич! Бывает, после концерта подходят, чтобы поближе посмотреть на инструмент, спрашивают, что это такое - цимбалы и как из этого инструмента удается извлекать такие потрясающие звуки. Наш оркестр - имиджевый проект, визитная карточка Союзного государства. А еще это творческая лаборатория для молодежной элиты Беларуси и России. 

СПРАВКА "СВ" 

Молодежный белорусско-российский симфонический оркестр был создан в марте 2008 года по инициативе Постоянного Комитета Союзного государства и Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Руководят коллективом дирижер симфонических оркестров Центральной музыкальной школы (ЦМШ) и Московской государственной консерватории им. Чайковского Вячеслав Валеев (Россия) и дирижер Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Иван Костяхин (Беларусь). 

Звонок коллеге 

- Зал пел, да еще как! - признается Вячеслав Валеев, дирижер Молодежного белорусско-российского симфонического оркестра (Россия) 

- В этом году для турне в честь 70-летия Великой Победы, с которым мы проехали Минск, Молодечно, Воронеж, Москву, мы приготовили попурри на российские и белорусские темы, а также на песни военных лет. Предполагалось, что зрители будут петь под музыку оркестра. Это был эксперимент, не так часто зрители поют хором на концертах симфонических оркестров. И Иван очень сомневался, что белорусы, а он считает земляков более сдержанными в проявлении чувств по сравнению с россиянами, запоют. И вот концерт в Минске - пели, да еще как!.. Женщины, мужчины, а особенно - курсанты на первом ряду. Не говоря о Молодечно - там зрителей было не остановить. И, конечно, не говоря о концерте в Зале Полководцев в Музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе. После концерта люди долго общались, никому не хотелось расходиться. Ваня посмотрел на все это и сказал: «Да, я, кажется, ошибался».

В будущем году нас ждут выступления на «Славянском базаре в Витебске» (впервые) и турне Белгород - Гродно - Вильнюс. 

Мы любим гастролировать по России и Беларуси, но всегда ждем и мировых турне. Мы представляем западному зрителю наше Союзное государство, выступая на концертах не только просветителями, но и в какой-то мере дипломатами. 

КСТАТИ 

30 июля по 6 августа Нижегородский губернский оркестр совершил гастрольный тур по городам Беларуси. 
С 31 июля по 2 августа коллектив уже принял участие в праздновании Дня города Бреста: дал три сольных концерта и выступил в составе сводного оркестра. Также оркестр даст два концерта в Минске.