Культура и искусство

Фестиваль

Неизвестное кино. Из Израиля
Фестиваль
Фестиваль

К номеру:   ()


01 Августа 2007 года

На несколько вечеров кинотеатр «Ролан» превратился в форпост израильского киноискусства в России.

Увидеть подборку лучших израильских фильмов за последние годы и одновременно цвет еврейского сообщества в России в одном месте и практически в одно время – ради этого стоило отложить все свои дела. В «Ролане» прошли церемония открытия II Форума израильского кино в России и первый день показов.

Но на открытии стало понятно, что это событие не выходит за рамки местечкового. Несмотря на то что по холлу прогуливались посол Израиля в России Анна Азари, сопредседатель межправительственной российско-израильской комиссии Леонид Рейман, руководитель комиссии по культуре израильского парламента Йосеф Шагал, Марк Рудинштейн, Александр Гордон и другие важные и известные люди, их вид скорее говорил о том, что серьезно относиться к происходящему – моветон.

Легче было представить высоких гостей в домашних халатах и тапочках, с сигарой в одной руке и бокалом шампанского в другой. Казалось, именно из-за этой расслабленности начало торжественной части прилично задержалось. Но нет, на самом деле организаторы надеялись дождаться гостей. Которые и не думали приходить.

Перед показом первого фильма в полупустом зале российским кинематографистам вручали премии и подарки, не полученные ими во время прошлогоднего вояжа наших фильмов в государство Израиль. Но выяснилось, что, собственно, вручать их было особо некому. Например, съемочную группу отмеченного в прошлом году фильма «Питер-FM» представляла одна лишь хрупкая Екатерина Федулова. В конце официальной части людей непосвященных ждал сюрприз – на сцену вызвали одного из организаторов мероприятия Владимира Романова... представителя Фонда исторической перспективы!

Нужно уточнить, что во главе этого фонда стоит Наталья Нарочницкая, заместитель председателя думского комитета по международным делам. Дочь академика А.Л. Нарочницкого, одного из выдающихся русских историков международных отношений, участвовавшая в организации многих форумов русской общественности, «русский взгляд» которой хорошо известен! Интересно, что из многих других именно ее фонд занялся продвижением еврейской культуры в России.

В программе форума всего семь фильмов 2004-2006 годов, из них большинство получили местные премии в Израиле или призы небольших международных фестивалей. «Безумная земля» Дрора Шауля – одна из самых интересных работ, показанных на открытии, была представлена в прошлом году на «Оскар», но американские кинокритики ее не отметили. 1974 год, кибуц – закрытое общество, где дети воспитываются отдельно от родителей. Жестокие люди, жестокие нравы и внутреннее разложение под внешним прикрытием благополучия и строительства мирной жизни посреди пустыни.

Кроме этого, увидеть можно было «Трех матерей» Дины Цви-Риклис, «Маленьких героев» Итая Лева (кстати, один из первых израильских фильмов для детей), «Нулевой год» Йосефа Пичхадзе, «Связанные руки» Дана Волмана. Также в Москву были привезены документальные картины – «День и ночь» Сиваны Арбель и «Старые магазины» Йоава Гурфинкеля.

Все, кто смотрел эти работы, отзываются о них очень положительно – сюжетные, эмоциональные и трогательные, они заставляют зрителя сопереживать. Когда смотришь «Маленьких героев», всем сердцем болеешь за детей, которые пошли в поход, чтобы спасти попавших в беду подростков. «Три матери» – история тройняшек, «у которых лучше всего в жизни получалось быть сестрами». Универсальная история о том, на что готовы пойти друг для друга любящие сестры и что не всегда благие намерения приводят к ожидаемым результатам. Документальный фильм «День и ночь» – кусочек из жизни интерната, основанного раввином в 1902 году, из жизни его современных воспитанников и нескольких выпускниц, решивших навестить место, где они выросли.

Программа форума не отличалась многообразием, но представленные картины посмотреть стоило. Правда, это удалось совсем немногим – показы продолжались всего три дня. В чем же причина такой «скромной» организации мероприятия?

То ли устроителей смущало неоднозначное отношение нашего обывателя к Израилю и его гражданам, и верх взяли сомнения в успехе более широких показов? Или все же на первый план встали коммерческие соображения? Неизвестный кинематограф так и останется неизвестным, если жалеть деньги на рекламу. Все высокие гости и организаторы форума называли его «культурным обменом». Но если согласиться с ними, то пока что мы видим, как стороны перебрасывают мешки через забор, оставляя калитку закрытой.