Культура и искусство

Лоцман «Большой воды»

Две «современности» искусства в проекте сибирского куратора
Лоцман «Большой воды»
Лоцман «Большой воды»

К номеру:   ()


01 Августа 2007 года

Событие, о котором пойдет речь, уже история. Анализ его – дело настоящего и будущего. Автор и вдохновитель живет и продолжает действовать. А потому следует ожидать продолжения.
Когда Владимир Олегович Назанский перебрался из Новосибирска в Ханты-Мансийск, он имел прочную репутацию одного из интереснейших русских кураторов. В его биографии такие проекты, как фестиваль галерей «Арт-Новосибирск», Международная новосибирская биеннале графики, «Внутренняя Азия». Выставки солидные, многонационально-международные, ориентированные на современность. Без преувеличения, столица Сибири в бытность Назанского завотделом современного искусства Новосибирского художественного музея реально была центром актуальной арт-деятельности. Было бы странно думать, что на новом месте службы (а Назанский был приглашен в Югру директором художественной галереи «Фонда поколений») Владимир Олегович отступит от своей культурной миссии. И вот – его первый большой проект в Ханты-Мансийске.

«Большая вода» была объявлена фестивалем современного искусства и ничто «фестивальное» ей не было чуждо. Весь июль в центре Югры общались художники, кураторы, искусствоведы. Посещали выставки студенты местного университета, слушали лекции, участвовали в работе мастер-классов, встречались с авторами, которые без Назанского вряд ли добрались бы до Ханты-Мансийска.
Назанский «поймал искусство» на «встречном движении». Сибирско-уральский регион встретился его стараниями со столичным творчеством. И не сразу скажешь, что было главным в этом смотре арт-сил.

Конечно, наивно требовать от кураторского замысла тотальной репрезентативности. Куратор всегда – пленник своего вкуса. Но если ему такового достает, проект получается вполне представительным. Из Москвы Назанским были приглашены более чем достойные авторы. Довольно большая экспозиция фотографа Владимира Клавихо-Телепнева соседствовала с «Частной луной» Леонида Тишкова, москвичи Шевченко и Сутягин, дополненнные новосибирскими художниками, вновь предстали в традиционной выставке «Про радость». «Дневники писателя Аксенова» привезла из Москвы Анна Тагути. Последняя лично представляла свое творчество, а Тишков, кстати, сам презентовал книгу «Как стать гениальным художником, не имея ни капли таланта».
Возможно ли переоценить значение высадки такого серьезного «десанта» для северян? Пожалуй, нет. Назанский предложил им то, что является не самым «шумным», но наиболее «солидным». Солидность эта – в уверенном ремесле, в мастерском владении искусством «поиска смыслов» (а это сейчас – самая обсуждаемая задача современного искусства), в эстетической самодостаточности артефактов.

И если Москва предложила «европейскую» составляющую России, то сибирские авторы продемонстрировали путь погружения в самобытность местных традиций.
Переосмысление архаических мотивов – кажется, главная задача художников Уральско-Сибирского региона. Каждый из них идет наособицу. Уфимец Ринат Минебаев занимается «анатомией знака», Сергей Брюханов из Нижнего Тагила препарирует свет, извлекая из него монохромные составляющие, «сталкивая» цвет (как краску) с его «материальностью». Ханты-мансиец Владимир Бугаев увлечен узорами симметрии и «фрагментами живой природы». Виктор Савин из Новосибирска предлагает мир в обобщениях экспрессионистской абстракции. Томич Сергей Лазарев видит сны «таежных мифов».
Всё вместе – «Большая вода». Метафора для искусства как «хлеба жизни», каковой еще недавно доставлялся на север только реками.
Но это даже не главное. Главным видится то, что Назанский дает понять: Россия Уралом не ограничена. Соединяя культурное пространство, Владимир Олегович выполняет и геополитическую задачу. А архаика и новаторство в его построениях – две части единого диалектического процесса. Того самого «поиска смысла», который вполне «тянет» на «смысл жизни».

Валерий АНТОНОВ
Фото Виктора Савина (Новосибирск)
На фотографии: Владимир Назанский открывает выставку «Про радость»