Культура и искусство

[50] Шагал по Витебску Шагал

120-летие художника на его родине будут отмечать до конца года
[50] Шагал по Витебску Шагал
[50] Шагал по Витебску Шагал

К номеру:   ()


01 Ноября 2007 года

Роспись плафона в Гранд-Опера в Париже, витражи в церквях Майнца, Цюриха, Тьюдли, в иерусалимской синагоге, мозаичные панно для Национальной библиотеки в Чикаго, тысячи полотен и графических работ, находящихся в разных странах, – за свою жизнь Марк Шагал стал настоящим «гражданином мира». Вот уже десять лет в доме на Покровской улице в Витебске, где художник провел юношеские годы, открыт музей. По убеждению директора Музея Людмилы Хмельницкой, витебский период жизни художника, а это 33 года, хранит в себе много тайн и загадок. Хождение по миру

На полотнах послереволюционных лет идею «космического» переворота Шагал воплощает через парящих над городом влюбленных. Потому-то критики и причислили его к славной плеяде бунтарей и мечтателей, обозначивших своим творчеством в первые десятилетия XX столетия начало новой эпохи в художественной культуре человечества.
Марк Шагал родился 7 июля 1887 года во время большого пожара в Витебске, когда сгорела почти треть города. Его родители имели небольшую бакалейную лавку в кирпичном доме. Торговали селедкой из бочек, овсом, пиленым сахаром, мукой и свечами. Марк начал рисовать в Витебском городском училище ремесленников, а в 1906 году поступил в художественную школу, в которой проучился совсем немного – зимой он неожиданно для всех уехал в Санкт-Петербург, в школу при императорском Обществе поощрения художеств, которую возглавлял Николай Рерих. Не известно, куда привела бы его петербургская жизнь, если бы он не повстречался со Львом Бакстом в частной школе живописи Е. Званцевой. Эта встреча, по сути, перевернула судьбу молодого Шагала. В книге «Моя жизнь» Марк писал: «В школе Бакста я впервые познакомился с репродукциями картин фовистов, эскизами Ван Гога и Сезанна. Там-то и родилось у меня страстное желание во что бы то ни стало побывать в Париже». В мае 1911 года Шагал выехал в Париж, и уже в июне 1914 года в Берлине у собирателя искусства авангарда Х. Вальдена открылась его первая персональная выставка.
В Витебск Шагал вернулся состоявшимся художником. Создавая витебскую серию «документов» 1914-1915 годов, романтике предпочел документализм. В сентябре 1915 года он вновь уезжает из Витебска в Петроград, чтобы через 5 лет вновь вернуться в Витебск, но уже большевистским комиссаром по делам искусств Витебской губернии.
28 января 1919 года по инициативе Шагала в Витебске открылось народное художественное училище. Из ее стен вышли многие известные художники – Вера Ермолаева, Эль Лисицкий, Казимир Малевич. К слову, именно после конфликта с Малевичем в июне 1920 года мастер уехал из Витебска в Москву, через два года в Берлин и, наконец, в Париж. Как оказалось, навсегда. Лишь в военные 40-е Шагалы жили в США, куда выехали вместе с другими деятелями искусства Европы по приглашению Музея современного искусства в Нью-Йорке. Там 15 февраля 1944 года он опубликовал свое письмо-плач «Моему городу Витебску». «Я оставил на твоей земле, моя родина, могилы предков и рассыпанные камни. Я не жил с тобой, но не было ни одной моей картины, которая бы не отражала твою радость и печаль. Все эти годы меня тревожило одно: понимаешь ли ты меня, мой город, понимают ли меня твои граждане?» Умер Шагал в возрасте 98 лет на своей вилле недалеко от города Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции.

Шагаловские дни

Сегодня Витебск насчитывает 233 объекта, включенных в государственный список историко-культурных ценностей. С жизнью и творчеством М. Шагала связаны дом семьи художника и здание народного художественного училища; в его честь установлены памятники, открыт Арт-центр его имени. В Витебске организуются Международные Шагаловские дни, пленэры. В городе 94 члена Союза художников Республики Беларусь. Ежегодно в день рождения художника почитатели его таланта собираются на Покровской улице у Дома-музея на театрализованное представление «В гостях у Марка и Беллы».
В юбилейном году сюрпризом для горожан и гостей «Славянского базара» стала «коллекция улыбок» Московского музея клоунов Николая Челнокова. Заслуженный артист России, режиссер-постановщик Николай Челноков всем сердцем полюбил старый Витебск и предложил идею «клоунов» организаторам ХVII Международных Шагаловских дней. Тема цирка всегда была близка Шагалу, который почти восемь десятилетий творил свой миф, в котором причудливо переплелись библейские легенды и образы фольклора, персонажи цирка и сказки, предметы быта. Челноков привез в Витебск 300 авторских работ клоунов из Америки, Японии, Италии, Франции, Бельгии.
Директор Музея Марка Шагала в Витебске Людмила Хмельницкая подводит меня к цветным литографиям Фернана Леже, Александра Колдера, Анри Матисса, Хуана Миро в Арт-центре.
– Эти работы появились у нас благодаря помощи доктора Генриха Манделя из немецкого города Иррель, – рассказывает Людмила Хмельницкая. – Когда 17 лет назад мы стали формировать коллекцию музея, он подарил нам графические работы Шагала из личного собрания. И около двух тысяч книг, на основе которых в 2002 году мы открыли научную библиотеку по творчеству Шагала и искусству классического авангарда. В оформлении графических работ помог владелец частной галереи графики Шагала из города Майлен в Швейцарии Гюнтер Коматски. Поддерживали нас и наследники Шагала, и поклонники его творчества. В немецком городе Нинбурге был организован «круг содействия». Так музей получил первые литографии Шагала и книги о художнике. В свою очередь, внучки Шагала – Мерет Мейер-Грабер (Берн, Швейцария) и Белла Мейер (Нью-Йорк, США) – передали в дар музею целую коллекцию графических работ своего деда, организовали в Витебске и Минске пять выставок Шагала из собрания семьи.
А сама Людмила Хмельницкая занимается детальным изучением родословной художника.
В витебском музее находятся 96 уникальных офортов Шагала, которые были сделаны в начале 20-х годов прошлого столетия к поэме Н. Гоголя «Мертвые души». Недавно в Москве появилось издание гоголевской классики с рисунками Шагала, которые искусствоведы уже назвали «законченными произведениями искусства».
Программу ХVII Международных Шагаловских дней продолжила в этом году детская и юношеская летняя школа искусств. Ее организовали Музей Марка Шагала в Витебске и бюро международного молодежного туризма «Спутник» при поддержке проекта «Искусство без границ – популяризация приграничной культурной индустрии через искусство Марка Шагала и Марка Ротко». В школе собрались молодые люди из Нинбурга, Даугавпилса и Гомеля, а также юные витебские художники. Суть эксперимента состояла в том, чтобы попытаться объединить танец и рисунок в единое целое. Ребятам из гомельской танц-компании «Диалоги» дали в руки кисти и краски и разрешили танцевать только по ассоциациям. А учащиеся художественных школ должны были попробовать станцевать свой рисунок. Результат превзошел все ожидания!
В октябре в Витебске прошла научная конференция, посвященная творчеству мастера, с участием искусствоведов из России, Белоруссии, Израиля.