Культура и искусство

[50] Программу на «Завтра»

Представил Первый фестиваль современного кино в Москве
[50] Программу на «Завтра»
[50] Программу на «Завтра»

К номеру:   ()


01 Ноября 2007 года

На кинофоруме, длившемся всего четыре дня, но немало заинтересовавшем столичную общественность, определяющими стали слова «новый» и «современный». В фестивале «Завтра» участвуют арт- хаусные фильмы. То есть те, для которых главное – не заработать побольше денег, а сказать новое слово в киноискусстве... Фестиваль обошелся без красной звездной дорожки, без пафоса и фанфар. «У нас нет VIP-зоны», - декларировали организаторы. «Завтра» не пытается никому подражать, здесь нет смокингов и вечерних платьев, но есть дух искренней любви к кино, профессионального товарищества и солидарности.
Жюри возглавил мэтр европейского кинематографа, голландец Йос Стеллинг. В рамках фестиваля был показан его последний фильм «Душка», главную роль в котором исполнил Сергей Маковецкий. Всегда интересно узнать, как нас, русских, видят со стороны западные соседи. Если судить по фильму «Душка», то они восхищаются славянской душой и в то же время подтрунивают над ней. «Русские любят шутить над собой, но не любят, когда над ними смеются другие, - сказал Стеллинг, представляя свой фильм. – Мне так часто говорят: «Йос, ты русский, а не голландец», - так что я считаю себя вправе немножко пошутить насчет русских». Шутка вышла не злой, а, скорее, мягкой и доброй. Меланхоличный ритм фильма сменяется гротеском, а тот опять переходит в светлую печаль. Странный русский по прозвищу Душка в смешной шапке-ушанке является досадной помехой в жизни главного героя. И вместе с тем – неотъемлемой частью этой самой жизни! Какими странными и необъяснимыми бывают наши чувства и отношения…
Человеческие взаимоотношения стали, наверное, одной из главных тем в фестивальных картинах. Ведь есть все-таки вечные темы, несмотря на рассуждения о старом и новом, современном и архаичном. Вот, например, фильм «Интервью» американского режиссера Стива Бушеми, получивший приз в номинации «Актеры», ибо актерский дуэт здесь (Сиенна Миллер и Стив Бушеми) поистине великолепен. Это ремейк одноименного фильма известного режиссера Тео Ван Гога. Два человека, мужчина и женщина, журналист и актриса. Казалось бы, это все могло бы стать историей любви, но становится жестокой и коварной борьбой. «Война полов», - говорят авторы фильма. И еще – война двух творческих людей, каждый из которых пытается самоутвердиться за счет другого. Оба героя не верят в отношения: «Всегда есть победитель и побежденный». И оба мнят себя победителями…
На фоне этой картины несколько наивным кажется фильм внеконкурсной программы «Мой лучший друг» известного французского режиссера Патриса Леконта. Его герои симпатичны именно тем, что верят в добрые и бескорыстные чувства. Леконт снял фильм о ценности, которой сегодня отдают дань немногие, – о дружбе. В мире, где и на семью-то не у всех хватает времени, многие забывают, что значит слово «друзья». А ведь уметь дружить – это особый талант, с лукавой простотой напоминают нам авторы фильма.
Одной из главных тенденций современного искусства стала беспредметность, отрицание сюжета. Венгерский фильм «Млечный путь» (режиссер Бенедек Флигоф) представляет собой ряд зарисовок на вольную тему, в которых куда важнее не то, что, собственно, происходит, а некое неуловимое настроение. Отметим, что современное искусство отдает дань уважения и своим отцам-основателям. Ведь они есть даже у тех, кто провозглашает отказ от всяческих устоев и традиций. Для нынешних новаторов такими гуру стали Франц Кафка и Даниил Хармс. Японский мультфильм «Сельский врач Франца Кафки» поразил зрителей своей изобретательностью, изысканностью и безудержной фантазией. А российская картина «Полет в небеса» по Даниилу Хармсу, безусловно, соответствует духу великого писателя и все же заставляет воскликнуть: «Боже, как грустна наша Россия!»
Безусловным фаворитом фестиваля «Завтра» стал фильм «Однажды» ирландского режиссера Джона Карни. Кроме Гран-при он получил также приз за лучшую историю. А история-то очень простая: как встретились два человека, помогли друг другу и пошли - каждый своей дорогой. Отношения, которые могли бы превратиться в роман, но стали нежностью и легкой грустью по несбывшемуся. Пожалуй, фильму можно поставить в упрек перегруженность музыкой, но высокое жюри это обстоятельство нисколько не смутило. И то предпочтение, которое было отдано фильму «Однажды», позволяет нам говорить о том, что наиболее востребованными всегда оказываются простые и добрые истории.