Культура и искусство

«Шаг в ХХI век»

«Шаг в ХХI век»
«Шаг в ХХI век»

К номеру:   ()


01 Октября 2008 года

Проект Владимира Федосеева откроет слушателям мир сверхсовременной музыки

Среди истинных ценителей музыки давно бытует формула: «БСО – это Федосеев». Выдающийся дирижер, народный артист СССР Владимир Федосеев руководит оркестром Чайковского более 35 лет. Кроме того, он дирижирует оркестрами Австрии, Швейцарии, Германии, Италии, Японии и других стран, чаруя русским звучанием любителей музыки во всем мире. Кажется невероятным, но с 1997 года Владимир Иванович совмещал обязанности художественного руководителя и главного дирижера БСО и Венского симфонического оркестра.
А недавно ему поступило предложение возглавить молодой миланский оркестр La Verdi. В Европе обожают русского дирижера и никак не хотят насовсем отпускать в Москву. В традициях Большого симфонического оркестра им. Чайковского – посвящать каждый сезон творчеству какого-либо композитора. Так, в предыдущие сезоны в исполнении БСО прозвучали такие монографические циклы, как «Рахманинов. Истоки и среда», «В воскресенье после полудня играем Чайковского», «Бетховен и… Бетховен», «Любите ли вы Брамса?».
– Предъюбилейный 79-й сезон мы решили посвятить современной музыке, – рассказал на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС Владимир Федосеев. – Тщательно к этому готовились и выбирали музыку, поскольку не так просто обнаружить шедевры в наше время. Но мы, мне кажется, нашли, и у нас сложилась программа под названием «Шаг в ХХI век».
В новом сезоне широко прозвучат произведения Георгия Свиридова, Бориса Чайковского, Льва Солина, Владимира Рубина, Алексея Рыбакова. Среди самых ожидаемых премьер – исполнение нового сочинения Владимира Рубина «Ангел-хранитель (12 видений грозного века)» и новая версия оперы-мистерии Алексея Рыбникова «Литургия оглашенных». «Ангел-хранитель» написан Рубиным для баса, баритона и большого оркестра, в основе сочинения лежат поэтические тексты Блока, Набокова, Мандельштама, Брехта, Твардовского и переводы Пастернака с грузинского.
Кроме того, состоится первое исполнение в России Концерта для фортепьяно с оркестром Франсиско Мартина Хайме (солистка – Мария-Луиза Кантос, Испания – Швейцария), концертных увертюр американских композиторов – «Фаэтон» Кристофера Роуза и «Слалом» Картера Панна, а также премьера симфонических заклинаний «Большая медведица», написанных норвежским композитором Рагнаром Сёдерлиндом специально для БСО.
Владимир Федосеев настоятельно рекомендовал обратить внимание на программу китайских композиторов Ву Цу Канга, Хэ Чжань Хау и Чен Канна, которую представит дирижер Шао Энь. В новом сезоне в Москве также продирижируют свои программы Дитфрид Бернет из Австрии и Мишель Плассон из Франции.
– На наших концертах можно будет услышать рождественскую ораторию «Владыка» епископа Венского и Австрийского Иллариона, – поделился секретами Владимир Федосеев. – Когда-то он окончил Гнесинский институт, со временем удалился от мира, но с музыкой не расстался. Мне доводилось играть его произведения в Ватикане, и они произвели большое впечатление на публику. Например, «Страсти по Матфею», где автор многое взял от Баха. Надо сказать, что все свои произведения композитор стремится показать в Москве и только после этого везет в Вену.
Важнейшими событиями предстоящего сезона станут концерт Лючаны д’Интино (меццо-сопрано), концерт к 100-летию Давида Ойстраха, перед которым стояли на коленях все скрипачи мира, подчеркнул Федосеев, концерт «Бетховен-ГАЛА», посвященный Герберту фон Караяну, новый проект Федосеева «Легенды о любви» – музыкально-литературные поэмы «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Густав и Альма Малер», «Фархад и Ширин» с участием драматических актеров и солистов мировой оперной сцены.
Для того, чтобы такая музыка прозвучала в оркестре, от дирижера требуется определенная смелость и гражданское мужество, отметили на пресс-конференции. У Владимира Федосеева, настоящего подвижника музыки, всерьез задумывающегося о долге художника перед культурой, все эти качества в наличии.

Нина КАТАЕВА