Культура и искусство

Владимир ФОКИН: «Время – это сито.

Владимир  ФОКИН: «Время – это сито.
Владимир ФОКИН: «Время – это сито.

К номеру:   ()


01 Октября 2008 года

Остается только то, в чем нуждаются люди»

Несколько лет назад на юбилее известного кинорежиссера Владимира Фокина Юрий Соломин сказал, что если бы Фокин снял только «ТАСС уполномочен заявить», «Сыщик» и «Александр маленький», то уже этого было бы достаточно, чтоб войти в историю отечественного кинематографа. – Владимир Петрович, расскажите, пожалуйста, о картине «Ниоткуда с любовью», в которой Александр Абдулов трагично предугадал свою судьбу. Почему вы выбрали для экранизации именно эту повесть Людмилы Улицкой – «Веселые похороны»?
– Я давно хотел снять фильм по этой повести. И Саша был здоров, когда снимался, после этого он снял фильм «Лузер» по собственному сценарию, начал снимать картину «Гиперболоид инженера Гарина». То, что фильм «Ниоткуда с любовью, или Веселые похороны» вышел на экраны после смерти исполнителя главной роли, к моей большой горечи и досаде, следствие нерасторопности правообладателя.

– А на данном этапе нельзя сменить продюсера?
– Нет, конечно. Он вложил свои деньги и, естественно, хочет получить прибыль. Но, будучи человеком, далеким от кино, не знает, что делать дальше. Большое заблуждение считать, что достаточно профинансировать картину. В продвижение фильма к зрителю тоже надо вкладывать деньги.

– Помню, как высоко оценили ваш фильм на Международном кинофестивале в Ханты-Мансийске. Рассказывая о съемках, Александр Абдулов высоко отзывался о вас. Чувствовалось, что эта роль очень много для него значит.
– С Абдуловым нас связывала почти 30-летняя дружба. Она началась с моей первой картины – «Сыщик», поскольку Саша дружил с Леней Ярмольником, а так случилось, что первый шаг в кино тот сделал вместе со мной. Так вот, они с Абдуловым всегда спрашивали меня – когда ты нас снимешь? И вот появилась такая возможность: мне предложили подумать об Абдулове как об исполнителе роли Алика, я с радостью согласился. Потому что любил его не только как артиста, но и глубоко уважал как человека.
Саша очень серьезно относился к этой роли. И степень этой серьезности только возрастала в процессе работы. Если поначалу ему просто нравился такой яркий и неординарный персонаж, как Алик, то постепенно он все более глубоко проникался проблематикой картины, сложным характером персонажа и тем клубком житейских, нравственных и мировоззренческих проблем, которые на него навалились. К несчастью, эта роль в кино стала последней для Александра Абдулова, но звучит она мощным, завершающим аккордом яркой биографии артиста.

– На вашем юбилее многие известные актеры с благодарностью говорили о вашем участии в их судьбе.
– Дело в том, что я отношусь к числу так называемых «актерских» режиссеров, глубоко и тщательно работаю с актерами, поэтому у меня с ними складываются, как правило, хорошие отношения. Через мои руки прошло и много студентов – учу режиссуре на Высших курсах сценаристов и режиссеров во ВГИКЕ. Сейчас я набрал актерскую мастерскую. Но совсем не претендую на то, чтобы каждый из выпускников называл меня своим учителем.

– А вы гордитесь учениками?
– С большой радостью слышу, что они чему-то у меня научились. В эпоху коммерческого кинематографа очень сложно начинать карьеру режиссера. Поэтому стараюсь их учить всем компонентам профессии, в том числе умению выживать.

– В свое время вы подчеркнуто отграничивали телесериалы от многосерийных телефильмов.
– Начав снимать фильм «Пятый ангел», я запретил называть его «сериалом», так как из жанрового определения это понятие давно превратилось в качественную характеристику. Поэтому я сразу сказал, что картина снимается по законам кинематографа. Другое дело, что таким образом я поставил себя в чудовищные условия, поскольку снимать кино на телевизионные деньги и в телевизионные сроки – почти самоубийство. Но по-другому снимать не умею и учиться не хочу. В титрах написал – «телероман». Спустя некоторое время Владимир Бортко применил этот термин к фильму «Идиот». Как правило, так делают режиссеры, которые хотят дистанцироваться от «сериалов».

– Судя по фильмам последних лет, у вас сложился круг актеров, которых вы охотно снимаете. При этом они умеют быть неожиданными и неповторимыми, как, например, Лия Ахеджакова с Альбертом Филозовым, сыгравшие в «Пятом ангеле» стариков-евреев. И как великолепна та же актриса в роли православной бабки-знахарки в фильме «Ниоткуда с любовью»!
– Лия Меджидовна опасливо шла на эту работу, тем более что у Улицкой это дородная русская тетка, совсем не похожая на актрису, а по сценарию – еще и с каким-то говором региональным. И роль давалась ей нелегко. Так, однажды отсняли сцену, все вроде сделали правильно, но оба ушли с площадки в каком-то муторном состоянии души. Через несколько дней я позвонил Лие и очень деликатно предложил сцену переснять. Она была так счастлива! Оказалось, она сама хотела меня просить о том же. Пересняли, и сразу все встало на свои места.
К сожалению, не всегда получается снимать одних и тех же актеров. Пока это удалось мне с Володей Ереминым, снимал его в трех картинах. Дважды снимал Бориса Химичева, Игоря Квашу и Евгения Князева, трижды снимал Николая Скоробогатова и Ярмольника.
Сейчас стою на пороге большого проекта и уже думаю о том, кого же снимать. Приходится учитывать возраст, типаж, темперамент и другие особенности актера.
Слава Богу, если актер попадает к хорошему режиссеру, который стремится раскрыть его возможности. Что касается меня, всегда стараюсь вывести исполнителя на какую-то другую стезю, поэтому люди со сложившимся амплуа часто играют у меня неожиданные роли.

– Как в упоминавшемся уже «Пятом ангеле». Фильм уже дважды или трижды прошел по ТВ, но резонанса, которого я ожидала, не получилось. Многие его просто не видели! Между тем этот 16-серийный фильм, безусловно, достоин большего.
– Это уже третья моя картина, которая оказывается где-то на обочине пиар-кампаний и не получает заслуженной оценки. Так было с «Домом для богатых», «Пятым ангелом» и сейчас вот – с картиной «Ниоткуда с любовью». С «Пятым ангелом» вообще отдельная история. Я «запустился» еще при Гусинском, а пока снимал, на НТВ сменилось несколько руководителей, и для всех это был фильм «предыдущей команды». Поэтому он оказался нераскрученным.
Но я счастлив, что эти фильмы у меня есть. Именно такими я их задумал и несу за них полную ответственность. Справедливости ради надо сказать, что ни один из продюсеров, с которыми я работал, не оказывал на меня давления, за что я им бесконечно признателен.
Время, я убежден, это сито с очень-очень крупными ячейками, через которые безжалостно проваливается все наносное, псевдонародное, псевдохудожественное. Остается настоящее, то, в чем действительно нуждаются люди. А поскольку во всех картинах стараюсь быть максимально честным, тешу себя надеждой, что мои фильмы не пролетят сквозь эти ячейки, а останутся служить людям.

Беседу вела
Алена ЖУКОВА