Культура и искусство

Все могут короли

Все могут короли
Все могут короли

К номеру:   ()


01 Октября 2008 года

Выставку «Эпоха Грейс Келли, принцессы Монако» представляет фонд культуры «Екатерина»

Истории принцесс всегда волновали воображение людей. Причем трудно сказать, в каком возрасте больше – в раннем детстве, юности или зрелости. И все потому, что размышления об их образе жизни обязательно пробуждают в душе человека способность мечтать и верить в реальность сказки. «Принцессами не становятся, ими рождаются», – написал кто-то в книге отзывов. Удивительная история Грейс Келли, родившейся в семье преуспевающего строительного магната и ставшей принцессой Монако, опровергает это утверждение. В детях родители воспитывали прежде всего самостоятельность. Созерцая девиз отцовской фирмы «Келли – за дома из кирпича!», Грейс наверняка усвоила, как важно в жизни все делать основательно. И учась еще в школе Стивенс в Вашингтоне, начала подрабатывать моделью, чтобы оплачивать обучение. А внешностью принцессы она была одарена от природы – эфемерное создание с идеальной фигурой и прелестным лицом, с трогательной неуверенностью в движениях, как пишут биографы, из-за близорукости.
Выставка, курирует которую известный продюсер и сценарист Фредерик Миттеран, была показана в Монако в прошлом году – в связи с 25-летием гибели принцессы в автокатастрофе. Для показа в Москве сценограф Натали Криньер разработала специальную экспозицию. После двух часов, проведенных в залах фонда «Екатерина», остается ощущение реального «знакомства во времени» с принцессой Монако. Достигается это умелым использованием целого набора средств, в результате чего зритель глубоко погружается в эпоху. На стенах множество фотографий, рисунков, плакатов, в витринах письма, телеграммы, подлинные вещи Грейс Келли, но главное – в каждом зале вас встречает экран, на котором вы видите звезду Голливуда до встречи с князем Ренье и после, в ее семейной жизни. Маленькие экранчики вмонтированы даже в тарелки, расставленные на огромном праздничном столе, имитирующем атмосферу приемов во Дворце Гримальди. Зрители садятся за стол и, каждый на своем экранчике, наблюдают за событиями полувековой давности.
В начале 50-х Грейс Келли снялась в 11 фильмах, за «Деревенскую девушку» Джорджа Ситона получила «Оскар», а участие в трех фильмах мастера саспенса Альфреда Хичкока – «В случае убийства набирайте М», «Окно во двор» и «Поймать вора» – сделало ее культовой фигурой в кинематографе.
В «голливудских» залах увидите множество афиш ее фильмов, в том числе картины «Могамбо», которую недавно показывали по телевидению, партнерами Келли в ней были Кларк Гейбл и Ава Гарднер. Услышите взволнованную речь актрисы на церемонии вручения ей высшей награды Киноакадемии и оцените всю степень очарования этой женщины. На манекенах появятся подлинные платья Келли, творения известных кутюрье, в частности Олега Массини, ее близкого друга, который мог стать ее супругом, но родители-католики не признали православного, к тому же имевшего неудачный брак за спиной.
Весной 1955 года на Каннском фестивале Грейс знакомится с князем Ренье и посещает Дворец Гримальди. «Свадьбу века» через год протранслируют по всей Европе, исторические кадры можно увидеть и сегодня. Как и подвенечное платье принцессы. Семейная жизнь Келли представлена очень подробно – в фотографиях, картинах, украшениях, аксессуарах, коллекциях платьев, среди авторов которых – Кристиан Диор и Ив Сен-Лоран. Кадры Бала столетия 1966 года, на котором принцесса блистала в розовом платье из тафты, неизменно собирают целый зрительный зал…
Занимаясь воспитанием троих детей, хозяйка Монако отдала немало сил возрождению былого величия Княжества. Этому способствовали ее многочисленные проекты в социальной и культурной жизни, в охране окружающей среды. Она устраивала благотворительные вечера в Англии и Америке, собирая средства для различных фондов, Красного Креста в том числе. Выступала как актриса на этих вечерах, снимала кино. Основала садовый клуб в Монако, написала книгу о цветах. Ее картины из сухих цветов выставлялись в художественной галерее Парижа. К ней часто приезжали ее голливудские друзья, с Хичкоком она дружила всю жизнь, они и ушли в одно время: он – в 1980 году, она – в 1982-м. Завершающим аккордом выставки вновь становится экран, с которого Грейс улыбается вам, оставаясь в сказке своей жизни навсегда.

Нина КАТАЕВА