Культура и искусство

В плену десятой музы

В плену десятой музы
В плену десятой музы

К номеру:   ()


01 Апреля 2009 года

В Библиотеке киноискусства им. С.М. Эйзенштейна открылся фестиваль «Николай Гоголь. Кинематографические раритеты». Зрители увидят 25 лучших фильмов по произведениям классика. В фойе развернута выставка «Произведения Н.В. Гоголя в работах художников кино. Эскизы и куклы». Невозможно представить, как бы все это выглядело, если бы Гоголь дожил до эры кино. Наверняка выдал бы что-нибудь наподобие фразы «А славная собака, этот Париж» – так выразил он свои первые впечатления от встречи с городом-праздником. Кино потрясло бы его своими возможностями, а в анимацию, уверена, писатель просто влюбился бы, но первые экранизации Гоголя появились лишь в 1909 году, через 48 лет после его кончины. И Гоголиада в России, начиная с дореволюционного кино, обширна – это фильмы-оперы, фильмы-балеты, телеспектакли и телесериалы, мультфильмы. Так кто же экранизировал Гоголя в России, а также на Западе – совершим краткий экскурс.
В знаменитом ателье Ханжонкова в первую очередь дали жизнь на экране «Мертвым душам» и «Женитьбе». А в московском отделении крупнейшей компании «Пате» экранизировали «Вия». Мастер визуальных фантазий Владислав Старевич в 1913 году впервые в России применил графическую анимацию в фильме «Ночь перед Рождеством».
Гоголь неслучайно любим аниматорами. Фольклорное начало его повестей, фантастичных, пропитанных мистикой, с сюжетами, доведенными на первый взгляд до абсурда, и при этом с универсальными человеческими типажами, как магнитом, притягивали мастеров экрана.
Уже два десятилетия трудится над «Шинелью» выдающийся режиссер-аниматор Юрий Норштейн. А замечательный кукольный фильм Марии Муат «Он и Она» (2008 г.) отсылает нас к повести «Старосветские помещики», где трогательные отношения главных персонажей свидетельствуют о том, что гармония в жизни почти возможна. Эскизы к этой картине можно увидеть на выставке.

Из крупных режиссеров нельзя не вспомнить о Григории Козинцеве и Леониде Трауберге, руководителях легендарной в 20-е годы прошлого века мастерской ФЭКС. К их «Шинели», снятой в 1926-м на студии «Ленинградкино», сценарий писал сам Юрий Тынянов. Но фильм, снятый в стиле гротеска, подвергся критике. А среди актеров, между прочим, был молодой Сергей Герасимов. Упрекали в формализме и Эраста Гарина, снявшего «Женитьбу» и сыгравшего Подколесина. «Женитьба»-1977 Виталия Мельникова отмечена блестящими актерскими работами.
А «Сорочинская ярмарка» Николая Экка (Киевская киностудия, 1939) стала одной из первых отечественных картин, снятых в цвете. Сергей Эйзенштейн в незавершенной статье «Гоголь и киноязык» (1941 г.) отмечал, как важна гоголевская традиция для обогащения языка кино. Великолепный Ролан Быков был предельно органичен в трагедии «маленького человека» (экранизация «Шинели» Алексеем Баталовым в 1959 году).

Одна из самых знаменитых экранизаций главного произведения Гоголя – поэмы «Мертвые души» – принадлежит Михаилу Швейцеру (1984). На излете «застойных 80-х» своей эксцентрической 5-серийной телесагой на музыку Альфреда Шнитке он «прощался» с эпохой глухого безвременья. А вот среди современных «прочтений» с успехом негусто. «Возьмите хотя бы экранизацию «Мертвых душ», которую осуществил Павел Лунгин: вся Россия тонет в грязи, кругом одни уроды, Чичиков прямо в бричке занимается любовью с унтер-офицерской вдовой из «Ревизора». «Стыдно все это смотреть», – считает Игорь Золотусский.
Новейшая «Ведьма» (по мотивам «Вия», 2006) Олега Фесенко поразила скукой, фанерными персонажами и дремучестью диалогов. Получился 90-минутный суетливый клип с примитивной компьютерной графикой.
Не стала откровением и «Русская игра» (по мотивам пьесы «Игроки», 2007) Павла Чухрая. Подредактированный текст классика оборачивается на экране камерной историей о профессиональных шулерах, которые «обули» иностранца.

Прогрессивные западные режиссеры, конечно же, знали, с чего начинать освоение поэтики Гоголя. В его любимой Италии в 1952 году сняли «Шинель». Успешный фильм Альберто Латтуады. Действие перенесено в современную Италию. Фильм был сделан в лучших традициях итальянского неореализма.
Ну а кто из западных режиссеров, любящих пощекотать нервы зрителям, пройдет мимо гоголевского хоррора? В 1960-м отец жанра «джалло» (ужасы) Марио Бава снял картину «Маска демона» по мотивам «Вия». За колдовство инквизиция объявляет молдавскую княгиню Азу ведьмой и приговаривает к смерти. Спустя 200 лет двое ученых, приехав из Москвы в Миргород, тревожат древний склеп, и княгиня восстает из мертвых, чтобы отомстить потомкам своих мучителей. А один из героев влюбляется в молодую княжну Катю, как две капли воды похожую на призрак из склепа... Весьма вольные отношения с первоисточником здесь не играют роли: в картине правит бал тема двойничества, так близкая Гоголю, саспенс, который станет традиционным элементом итальянской «готики».
В начале 60-х Луиджи Дзампа перенес действие комедии «Ревизор» во времена фашизма. Главную роль в фильме «Рычащие годы» сыграл Нино Манфреди, у фильма был большой успех.
В «Тарасе Бульбе» (1962) Джона Ли Томпсона в главных ролях выступили крупные актеры: Юл Бриннер – Тарас, Тони Кертис – Андрий. Американским зрителям показали любовную драму XVI века, с шекспировскими страстями и экзотическими декорациями.

Оксана ГАВРЮШЕНКО