Культура и искусство

Обыкновенное чудо

Обыкновенное чудо
Обыкновенное чудо

К номеру:   ()


01 Апреля 2009 года

Спектаклем «Лебединое озеро» Большого театра России на сцене белорусского оперного начался Год культуры России в Беларуси

«В Беларуси любят и ценят великое русское искусство, с которым нашу культуру связывают общие славянские корни и неизменное стремление к утверждению идеалов гуманизма и духовности», – говорится в приветствии Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко участникам открытия. Глава белорусского государства считает символичным, что эта культурная акция проходит в канун празднования 65-летия освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков. А то, что Год культуры России в Беларуси начался легендарным балетом «Лебединое озеро» всемирно известного Большого театра России, белорусский лидер назвал подарком всем белорусским поклонникам классической хореографии. «Пусть проведение Года культуры послужит дальнейшему укреплению Союза Беларуси и России, многовековой дружбы и нерушимого единства братских народов», – пожелал Александр Лукашенко.
В Год культуры России в Беларуси запланирован ряд мероприятий, посвященных 65-летию освобождения Беларуси от немецко-фашистских захватчиков и 65-летию Великой Победы. В частности, в Минске состоится выставка из фондов военных музеев России, причем многие экспонаты в Беларуси будут представлены впервые. В рамках Года пройдут мастер-классы для белорусских художников и музыкантов, которые проведут известные российские педагоги. Запланированы выступления в Беларуси Российско-белорусского юношеского симфонического оркестра Союзного государства.
Осенью ожидается приезд в Беларусь Московского академического театра им. Маяковского под управлением народного артиста Российской Федерации Сергея Арцибашева. А завершит Год культуры России в Беларуси еще одно значимое событие – в Минске выступит Большой государственный симфонический оркестр Российской Федерации под управлением Владимира Федосеева.
«Наш подход – продемонстрировать белорусским братьям всю гамму современного искусства России», – сказал министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев, отметив, что программа составлялась с учетом пожеланий белорусской стороны. Все они были учтены: в течение года белорусские зрители увидят и балет, и художественные произведения, и эстраду.
Александр Авдеев в день открытия Года культуры России в Беларуси привез с собой в Минск большую творческую делегацию. Гости познакомились с Национальной библиотекой Беларуси, которая вызвала у них восхищение, посетили Национальный художественный музей Республики Беларусь, где Александр Авдеев с удовольствием осмотрел как музейную коллекцию главной художественной скарбницы Беларуси, так и новые выставочные залы, которые открылись не так давно. Экскурсию для российских гостей провел директор музея Владимир Прокопцов.

В Национальном художественном музее Беларуси Александр Авдеев и министр культуры Беларуси Владимир Матвейчук обсудили ряд вопросов, имеющих взаимный интерес. В частности, речь шла о судьбе знаменитых Слуцких поясов, являющихся национальной гордостью белорусов. В Беларуси не сохранилось ни одного оригинального пояса, но они есть в российских и зарубежных музеях. Именно поэтому в знак доброй воли в прошлом году российские музеи передали свою коллекцию поясов на экспонирование в Беларуси. Но как долго они будут экспонироваться? Могут ли они навечно остаться в Беларуси, в обмен на экспонаты белорусских музеев, интересные для россиян? На эти и другие вопросы журналистов Александр Авдеев ответил следующее.
– Продолжая размышлять о Союзном государстве, в котором экономическая интеграция уже данность, я предложил Владимиру Федоровичу Матвейчуку подумать о едином культурном пространстве, которое позволило бы и нашим музейным экспонатам, и театру, и эстраде, и цирку, и симфоническим, и другим музыкальным исполнителям ездить по всему Союзному государству, – сказал Александр Авдеев. – Для того, чтобы это пространство было заполнено полностью, чтобы не было культурной провинции и столицы, а было общее культурное пространство для всех.
Но если мы сейчас вместо того, чтобы максимально полно показывать друг другу музейные ценности, начнем заниматься выяснением, какой из них откуда происходит, если, что называется, начнем менять в метрике родителя – менять собственника, то вместо культурного сотрудничества получим болезненные процессы, в результате которых заработают адвокаты, но это не решит проблем, а только усложнит наши отношения.
Посмотрите, исторически сложилось, что у вас есть целый зал русского искусства, эти произведения – собственность Беларуси. Так получилось, что выдающийся русский коллекционер в свое время был очарован и потрясен красотой Слуцких поясов и собирал их по всей Российской империи.
Что касается Слуцких поясов, скажу сразу: нами дана установка всем российским музеям, в которых они находятся, показывать их хоть вечно белорусским братьям. Вы хотите иметь у себя экспозицию – вы ее имеете. Хотите продлить на год, два, три – пожалуйста. Хотите взять другие пояса и демонстрировать их пять лет – пожалуйста. В данном случае нет смысла выискивать, чья собственность и что записано в паспорте. Главное, чтобы произведение искусства было доступно всему пространству Союзного государства. Это современный подход, по нему идут все цивилизованные страны, и сегодня, допустим, жители Голландии на той же юридической и морально-этической основе смотрят то, что из голландского искусства есть в Лувре. В России в Музее имени Пушкина экспонируются картины французских импрессионистов и голландская живопись. Через два месяца мы открываем филиал Эрмитажа в Голландии, и там будут демонстрироваться, причем очень длительное время, произведения голландских авторов, принадлежащие нашему музею.
То есть, если мы сейчас откроем этот «ящик Пандорры» и удовлетворим одну просьбу, моментально появятся встречные. Вспомните, когда Советский Союз прекратил свое существование, поначалу таких просьб и ультиматумов было множество, но мы все это разрешили на основе очень разумного нового международного права, которое действует сейчас на территории стран СНГ, и таким образом загнали джинна обратно в бутылку.
Я очень люблю Слуцкие пояса, это действительно замечательные произведения искусства, и если наши братья-белорусы хотят, чтобы они находились в этом музее, они будут находиться здесь столько, сколько вы сочтете нужным.
Что касается переговоров об экспозиции в белорусских музеях других историко-культурных ценностей из России, то они должны закончиться положительно. Мы абсолютно не препятствуем тому, чтобы экспонаты из российских музеев демонстрировались в музеях Беларуси, – никаких причин, международно-политических или правовых, для этого нет. Мы бы хотели, чтобы как можно больше пожеланий наших белорусских друзей по выставкам российских экспонатов удовлетворялись. Кстати, это должно быть взаимно: я сегодня посмотрел экспонаты вашего музея, у вас есть замечательные произведения, которые с удовольствием возьмет для экспозиции любой российский музей, и их посмотрят тысячи россиян.
Из Национального художественного музея Беларуси министры направились в Национальный академический Большой театр оперы и балета Беларуси, только что открывшийся после глобальной реконструкции. Именно здесь развернулось главное действо.

Этого события минские поклонники Терпсихоры ждали давно, хотя до последнего дня не верили в то, что увидят на белорусской сцене шедевр мировой хореографии – «Лебединое озеро» в исполнении прославленной труппы Большого театра России. Еще накануне ходили разговоры о том, что, скорее всего, в Минск приедут лишь одна или несколько московских звезд, чтобы украсить спектакль текущего репертуара белорусского Большого театра. И лишь за день до торжественного открытия Года Российской Федерации в Республике Беларусь, когда сверкающее огнями, обновленное после грандиозной реконструкции здание театра стали окружать многотонные фуры с московскими номерами, доставившими в Минск тонны необходимой аппаратуры, декорации и костюмы, минчане поверили, что им действительно преподнесли столь желанный подарок. Сцену, гримерки, репетиционные залы стали «обживать» стройные подтянутые танцовщики и прелестные изящные балерины, виртуозному искусству танца которых рукоплещет сегодня весь мир.
В том, что этот успех у зрителей разных стран неслучаен, а вполне заслужен, можно было легко убедиться, побывав уже на первой репетиции спектакля. Артисты неторопливо присматривались к огромной (по их собственным оценкам) минской сцене. Примеривались к новому освещению, кулисам, покрытию. Делились своими впечатлениями о прекрасно отреставрированном здании театра и с сожалением говорили о том, что еще не успели как следует познакомиться с достопримечательностями белорусской столицы. Хотя все единодушно отмечали необыкновенную чистоту города, простор его площадей и улиц.
На пресс-конференции дирижер Павел Клиничев, а также исполнители главных партий Светлана Захарова и Андрей Уваров рассказали о том, что рады своему первому визиту в нашу страну и делились своими творческими планами на ближайшее будущее. По привычному для всех танцовщиков графику, за несколько часов до начала спектакля, они собрались на традиционную разминку – балетный экзерсис. Проводил занятия и готовил артистов к выступлению прекрасный педагог, в прошлом и сам великолепный солист, народный артист Владимир Никонов. «Станок», как шутливо называют танцовщики подобную форму подготовки, наверное, это единственное место в театре, где все равны и одинаково ровно стоят перед огромными зеркальными стенами зала, невзирая на почетные звания, лауреатские дипломы и престижные премии.
Но даже в этих стройных рядах взгляд невольно выхватывал знакомые лица известных людей. Бесчисленные журналисты буквально с момента спуска по трапу самолета по пятам преследовали самую медийную звезду театра – Николая Цискаридзе. Вопросы сыпались на заезжую знаменитость самые разные. Импозантный и немного кокетливый Николай как мог уклонялся от прямых ответов и настойчивых просьб сфотографироваться, а порой просто скрывался от репортеров за дверями персональной гримерки.
В это время театр стали заполнять ценители элитарного искусства, хотя огромный зал мог вместить их лишь самую малость. Среди присутствующих оказалось немало известных деятелей белорусской культуры, науки, образования, руководителей различных министерств, ведомств, членов парламентов двух стран, дипломатов. Можно было заметить, как заинтересованно что-то обсуждал министр обороны Беларуси Леонид Мальцев и как оживленно беседовали о происходящем народный артист СССР Валентин Елизарьев с супругой, много сделавшие для развития современной белорусской оперы и балета.
И вот торжественные звуки фанфар возвестили о начале Года культуры Российской Федерации в Республике Беларусь. Прозвучали гимны двух стран, и с приветственным словом к присутствующим обратился министр культуры Российской Федерации Александр Авдеев и его белорусский коллега Владимир Матвейчук, который зачитал послание Президента Республики Беларусь Александра Лукашенко.
Место за дирижерским пультом занял Павел Клиничев, и зал наполнился чарующими звуками музыки Петра Ильича Чайковского. Началось «обыкновенное» чудо – лучший балет всех времен «Лебединое озеро». Об одухотворенном танце и гармоничной слаженности русского балета написано немало, и все же каждая новая встреча с ним оставляет незабываемые впечатления. Великолепный кордебалет, блестящие солисты, выдающиеся премьеры и примы Большого – все это не только традиции, но и сегодняшний день прославленной труппы.
Данная редакция спектакля «Лебединое озеро» Юрия Григоровича и художника Симона Вирсаладзе успешно выдержала испытание десятилетиями и представляет сегодня своеобразный канон традиционного классического балета. В «Лебедином озере» немало ярких острохарактерных сольных партий, танцев и вариаций, позволяющих полностью раскрыться таланту артистов. Блестящую технику прыжков и вращений, актерское мастерство продемонстрировал в роли Шута Дмитрий Загребин. Экспрессивной динамикой, выразительностью взглядов, жестов, поз, безукоризненным исполнением сложных движений, сочетанием академичности и большого душевного порыва запомнилась в испанском дивертисменте Наталья Осипова. Прекрасная молодая балерина – настоящее открытие театра. Она уже станцевала целый ряд ведущих партий, и, что особенно было приятно узнать, Наталья является постоянной партнершей выпускника Белорусского хореографического колледжа Ивана Васильева, который недавно станцевал очень трудную партию Спартака из одноименного балета Арама Хачатуряна. Застенчивую красоту русской природы воплотила в своем танце Ольга Стеблецова. Восторженной темпераментной неаполитанкой предстала Анастасия Горячева, слегка надменной польской красавицей – Анна Леонова.
Но большинство зрителей не отрывая глаз следили за перипетиями борьбы влюбленного принца Зигфрида (народный артист России Андрей Уваров) и Злого Гения (народный артист России Николай Цискаридзе). Каждое их появление встречалось аплодисментами, а после каждой вариации и даже удачно выполненного па зал взрывался овациями и криками «браво».
В известной белорусской песне есть такие слова: «Но одна звезда ярче всех горит». И такой звездой, настоящей царицей этого балетного вечера стала прима Большого театра, «этуаль» итальянского Ла Скала народная артистка России, лауреат Государственной премии Светлана Захарова. Такой трепетной, нежной и воздушной, такой загадочной и одухотворенной Одетты (по мнению всех ведущих специалистов и знатоков балета, присутствовавших в зале) еще не знала белорусская сцена. Изумительное актерское мастерство, безукоризненная техника, неописуемой красоты поющие руки – вот лишь малая часть восторженных отзывов благодарной публики. Светлана сотворила на минской сцене настоящее волшебство, навсегда оставив в сердцах зрителей дивный образ девушки-лебедя, а в памяти профессионалов – недосягаемый пример для подражания. Надо было видеть в тот момент подлинное восхищение ведущих солистов белорусского балета и прочесть в глазах благодарность судьбе за возможность лицезреть на своей сцене большую балерину современности.
По окончании спектакля публика долго не отпускала артистов, награждая их заслуженными овациями и пышными букетами цветов. И откровенно жалела, что проект такого художественного уровня и масштаба стоит сегодня огромных денежных средств, а потому повтор его вряд ли возможен в обозримом будущем. Тем, наверное, дороже этот подарок российских друзей.

Андрей БОБОК,
Игорь КУЗНЕЦОВ,
Николай ФЕДОРОВ