Культура и искусство

Несостоявшийся вальс

Несостоявшийся вальс
Несостоявшийся вальс

К номеру:   ()


01 Июня 2009 года

Извечный конфликт между любовью и долгом, личным и социальным известен еще с античности. Новый фильм Национальной киностудии «Беларусьфильм» «Кадет», получивший лестные оценки на ХVІІІ кинофоруме «Золотой Витязь» в Липецке, – вариация на вечную тему. Режиссер Виталий Дудин, известный по фильмам «Иван», «Под небом голубым», «Птицы без гнезд», в этот раз остановился на камерной истории, произошедшей в белорусском послевоенном селе. Сюжет прост: юный курсант суворовского училища Денис Мешко летом 1946 года прибывает в родную деревню и ищет убийцу своего дяди, председателя сельсовета.
Жанр психологической драмы выстроен четко и в то же время многослойно. Крепкая драматургическая основа фильма держится на детективной интриге – кто же убил председателя сельсовета? Элементы триллера весьма кстати для остросюжетного действия, которое происходит в лесу и на сеновале, ночью и днем. А комический эффект вызывают заразительный танец Дениса на песчаной дороге или сцена в вагоне, где нелегальный торговец из-под полы продает эротические снимки наряду с портретами Сталина.
Но главная движущая пружина сюжета – любовь. Во время съемок режиссер руководствовался известными словами Ивана Тургенева: «Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь». В центре фильма – любовь трех молодых людей, очень разных, но похожих своей эмоциональной стихийностью. Анна – актриса Полина Сыркина – похожа на босоногую деревенскую амазонку, безудержную и неистовую в любви и ненависти. Мечислав Хабенок по прозвищу Метык (актер Руслан Чернецкий) еще с войны скрывается в местных лесах – неотразимый красавец-разбойник, вольнолюбивая натура которого не вписывается в ситуацию послевоенной мирной жизни. Именно в уста Метыка авторы сценария Анатолий Жук, Валентина Белько и Евгений Амельченко вложили основную мысль ленты: «Все можно пережить, если есть любовь». Юный курсант Денис Мешко – актер Андрей Сенькин – напоминает обаятельного простачка, мечтающего стать сказочным принцем. Эту сказку он представляет в своих снах и мечтах, рисуя картины роскошного бала в красивом зале суворовского училища, где он с Анной танцует романтический вальс (его для фильма написал известный композитор Владимир Кондрусевич). Чистая натура курсанта еще не омрачена борьбой сильных страстей, целостность и естественность его облика служат контрастным фоном для другой любви – неудержимой и смертельной. Вальс так и остался в мечтах кадета, и фильм тоже об этом – о становлении юной души.
Мощное чувственное излучение исходит от Анны, настоящей героини фильма. За ней интересно наблюдать, ей хочется сопереживать – молодой и красивой, страстной в защите своего чувства. Скуластое лицо, синие глаза, светлые кудри, высокий лоб – вся она сплошное упрямство, сгусток энергии, в чем-то напоминает известную героиню повести
Э. Ожешко «Хам». Про Анну деревенские говорят, что она «девка не промах». Есть некоторое противоречие между открытым обликом, светлым лицом героини и внутренним огнем страстей. Ради любимого она готова на убийство. Молясь вечерами перед иконой, Анна не находит в себе смирения и терпения, будто трагедия прошедшей войны навсегда обожгла ее душу. Сложнейшая роль досталась молодой дебютантке, белорусской актрисе Полине Сыркиной. Но именно после этой роли о ней стали говорить как о восходящей звезде белорусского кино.
В результате герои-любовники гибнут, и в этой развязке есть трагический смысл о невозможности сильной любви в переломные времена. За каждым из героев стоит сложная судьба, которая тесно переплелась с судьбой страны. Послевоенное лето еще дышит признаками недавней войны. Но в целом похоже, что авторов мало заботили исторические реалии и достоверная передача атмосферы времени. Эти детали-маркеры даны эпизодически, в виде газеты с репортажами о Нюрнбергском процессе, кинохроники Победы на экране в деревенской избе, звучания популярной песни «В землянке»...
Единственный монолог в фильме достался Метыку, и в нем звучит одна из ключевых мыслей фильма: «Родину защищать и стрелять в соседа, который иначе думает, не одно и то же». Герой говорит не только от себя, но и от лица целого поколения: «Сколько себя помню, все война, война… Я никого не хотел убивать». Очевидна перекличка этих слов с названием знаменитого литовского фильма «Никто не хотел умирать». Но фильм В. Жалакявичуса представлял собой жесткую драму с отчетливым историческим контекстом. Белорусский же фильм больше тяготеет к мелодраматическому рассказу о послевоенной ситуации в западных областях Беларуси, где были и «лесные братья», и Армия Крайова, о которых упоминается лишь вскользь. Есть некоторое созвучие сюжета фильма и с известной картиной польского режиссера Анджея Вайды «Пейзаж после битвы», которая также рассказывала о сложных человеческих связях в контексте послевоенного времени. Однако в фильме белорусских авторов на первый план выходит любовь, не признающая исторических обстоятельств и социальных препятствий. Акцент сделан на лицах и характерах основных персонажей, и в этом главная удача фильма.
Если судить авторов по законам, ими же установленным, то в картине «Кадет» действительно удалось передать напряжение непростых любовных отношений. Несостоявшийся вальс – так можно назвать внутреннюю тему фильма, который заставляет зрителя задуматься, и это главное.
Фильм притягивает не мускулистыми фигурами суперменов и экзотической натурой. Что-то неуловимо родное есть в его героях, в характерах сельчан, в природе. Общая фактура, славянские лица, окрестности Борисова, где проходили съемки, придают фильму особую достоверность. Простая, но загадочная человеческая история на фоне узнаваемых реалий интересна и массовому, и искушенному зрителю, и уместна, что немаловажно, для семейного просмотра.

Антонина КАРПИЛОВА,
кандидат искусствоведения