Культура и искусство

С ужасной силой крутится волчок…

С ужасной силой крутится волчок…
С ужасной силой крутится волчок…

К номеру:   ()


01 Июня 2009 года

Лучшими фильмами 20-го «Кинотавра» названы «Волчок» Василия Сигарева и «Кислород» Ивана Вырыпаева

Характерно, что оба режиссера – драматурги, известные в Европе, театральный зритель знает их как постановщиков собственных пьес. «Волчок» лидера новой драмы, автора знаменитого «Пластилина», уральца Василия Сигарева собрал четыре главных приза – Гран-при, за лучший сценарий, за лучшую женскую роль (соратнице и супруге Яне Трояновой) и «Белого слона» – от кинокритиков. Ненамного отстал «Кислород» – приз за лучшую режиссуру, за лучшую музыку и «Белый слон». Такое единодушие жюри и критиков на фестивалях встречается нечасто. И хотя раздавались возгласы противников «Волчка», требовавших призвать авторов за аморалку, но именно по этой работе можно судить о трагизме жизни маленького человека в российской глубинке. И, похоже, пришло то время, которое предрекалось многими, – документалистика правит бал в литературе, в театре и кино. Сценарий «Волчка» – историю матери, ненавидящей свою 6-летнюю дочь, наговорила Сигареву Яна Троянова, несколько лет подряд рассказывавшая ему о впечатлениях детства.
Фильм, снятый в мрачноватой кладбищенской стилистике, с первых кадров берет за живое и ни на секунду не отпускает зрителя. Потому что в нем трепещет, как сердце на ладони, страстная детская любовь к «маме», не находящая ответа. Героиня родила девочку в тюрьме неизвестно от кого и теперь не знает, что с ней делать. Ребенок мешает ей «жить» – пить-гулять, встречаться с кавалерами. Вот и летят в детские уши непотребные слова и страшилки, сыплются тычки. Но случаются и подарки – живой ежик и вот этот волчок, юла по-другому, полоски на которой, когда ее крутишь, сливаются в яркое пятно…
Ежика девочка задушила, а волчком играет на могиле мальчика, к которому приходит поговорить, а заодно и полакомиться кладбищенскими конфетами. Говорит она, конечно, о маме, без которой не может жить и за которой бесконечно бежит по кругу, подобно полоскам волчка. И чем трепетней девочка любит мать, тем большим холодом веет от той. И если молитва матери, сказано, со дна моря поднимает, то ненависть убивает. И однажды, когда девочка гналась за «мамой» по ночной улице, какой-то водитель не успел затормозить…
Роль матери остро-эмоционально, с характерным уральским «чоканьем», сыграна актрисой из Екатеринбурга Яной Трояновой. Девочку сыграла Полина Плучек, внучка знаменитого режиссера. Картина остается в памяти словно крик и взывает к раздумьям. Прежде всего на тему – почему в наше время между любовью и ненавистью не осталось даже шагового расстояния. Они почти рядом, почти слились в одно целое – в любовь-ненависть. Почему?! Неужели лишь из-за того, что терпим материальные нужды?! Увы, но жанр психологической драмы, исследующей взаимоотношения внутри семьи или между людьми, которых связывают, так и хочется написать – якобы родственные, любовные или дружеские отношения, был самым востребованным.
В «Сказке про темноту» Николая Хомерики милиционер Геля (Алиса Хазанова) отчаянно ищет вторую половину. Уж через какие обломы прошла, а не сдается. Даже на уроках танцев ей партнер не достается, а она все равно танцует. С воображаемым стулом. И ведь просвет появляется – мент Димыч, коллега, так сказать, который без мата словом перемолвиться не может, пошел с Гелей на танцы (Борис Каморзин получил приз за лучшую мужскую роль). В немотно-тягучей стилистике фильма отчетливо читается взгляд одинокой женщины на мир.
Библиотекарше Кате, которой уже 45 (в этой роли знаменитая Наталья Негода), из фильма Алексея Мизгирева «Бубен, барабан» повезло меньше. Заезжий морячок, с которым у нее наконец все сладилось, смертельно оскорбил ее изменой. И за это чуть пулю не схлопотал, но Катя одумалась, поразмыслив, и соперницу заказывать не стала – себя заказала. Себе самой. Вот такой бубен-барабан.
Скажете, чернуха?! Отвечу – жизнь. Наталья Негода потрясающе убедительна, и досадно, что у таких актрис случаются простои по 20 лет. Провинциальная аура прочно окутывала программу. Фильмы порой перекликались, а порой грозили обернуться сериалами. По сценариям Александра Родионова, кроме «Сказки про темноту», была снята и «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. О чудаке-пенсионере, неуемном дон-кихоте (Сергей Дрейден), который постоянно придумывал проекты борьбы с недостатками в Москве. И вовлекал в них белорусского гастарбайтера, которого приютил в своей квартире, когда тот сполна вкусил «сладостей» столичной жизни (роль написана специально для Евгения Сытого из Кемерова).
Пенсионера во время очередной стычки забивает насмерть милиционер. Борис Хлебников на пресс-конференции рассказал о жутком совпадении – в сценарии значилось, что милиционер служил в ОВД «Царицыно»...
Вот такая любовь-ненависть, совершенно в духе современной западной кинотрадиции, полыхала и в драме Сергея Снежкина «Похороните меня за плинтусом» – по одноименной повести Павла Санаева, и в «Миннесоте» Андрея Прошкина по сценарию Александра Миндадзе, и в фильме-вызове Игоря Волошина «Я». Отголоски ее слышны были и в «Сынке» Ларисы Садиловой. А Игорь Волошин рассказал о потерянном поколении 90-х, о той части молодежи, которая, почувствовав свободу, захотела «быть равными звездам». Некоторым из них довелось вынырнуть из этой «свободы» и остаться в живых, а большинство сравнялось со звездами в вечности.
Молодые режиссеры делили кино на «хорошее» и «плохое». На то, которое «трогает» зрителя и которое нет. О позитиве ни слова. Но позитивное кино, к счастью, существует – Вера Сторожева показала картину «Скоро весна». В ней не задумывались о соответствии западной традиции, никого не убивали и не унижали на экране. А главной героиней сделали послушницу Олю, девушку с душой ангела и параметрами, далекими от модельных (Ольга Попова). Это она помогает найти равновесие в душе бизнесмену Паше (Сергей Пускепалис), который появился на монастырском подворье в поисках пропавшей Тамары. А нашел – матушку Екатерину (Полина Кутепова), опекающую кучку бомжей, прибившихся к женскому монастырю. Христианское смирение героинь – нравственный стержень фильма и ответ на многие вопросы, заданные в других лентах.
А главным ответом на все вопросы стал фильм Ивана Вырыпаева «Кислород». «Выполняйте христианские заповеди, – говорит режиссер. – Ищите кислородных людей, ищите кислород в себе! Живите любовью, дышите». Режиссер называет свой фильм «текстом», его и в самом деле столь внятно и зажигательно прочитывают Алексей Филимонов и Каролина Грушка, что их энергетика передается зрителям.

Нина КАТАЕВА
Сочи – Москва