Культура и искусство

Территория скрытых сокровищ

Территория скрытых сокровищ
Территория скрытых сокровищ

К номеру:   ()


01 Июля 2009 года

В Тамбове состоялся III Всероссийский фестиваль имени Н.Х. Рыбакова, посвященный провинциальным актерам

Как известно, последний спектакль легендарного Николая Рыбакова состоялся именно в Тамбове, на сцене Зимнего театра. Для любителей театра не секрет, что именно этот прославленный провинциальный актер стал прототипом трагика Несчастливцева в комедии Островского «Лес». Играл он и на сцене Малого театра. Кроме того, здесь служил его сын. И вот теперь, уже в третий раз, в Тамбове прошел фестиваль, посвященный памяти Николая Хрисанфовича Рыбакова. В конкурсе участвовали театры российской провинции, наиболее яркие актерские работы выдвинуты на соискание премий «Актер России» и «Актриса России». К почетному званию прилагается денежная сумма.
В 2004 году тамбовская театральная общественность во главе с председателем местного СТД Сергеем Левандовским обратилась к худруку Малого театра Юрию Соломину с просьбой поддержать идею создания регионального театрального фестиваля. Произошла встреча руководства Малого театра с губернатором Тамбовской области Олегом Бетиным, в работу отборочной комиссии и жюри включились известные театроведы и артисты. Над формированием афиши работал заместитель худрука Малого театра Валерий Подгородинский. Возглавляли жюри – в минувшем году Юрий Каюров, в нынешнем – Эдуард Марцевич.
И оказалось, что есть еще одна ниточка, связывающая сцену Малого театра с тамбовской. Старейшая актриса Татьяна Еремеева-Битрих, отметившая в минувшем году 95-летие, начинала творческую деятельность именно в Тамбове. С 37-го по 44-й год – Луиза в «Коварстве и любви», Джульетта в «Ромео и Джульетте», Виола в «Двенадцатой ночи», заглавная роль в «Принцессе Турандот»… В годы войны зимы стояли суровые, а отопления не было. Горожанам разрешали рубить дрова в пригородном лесочке. Как-то раз Татьяне Битрих не хватило сил втащить на горку санки с дровами. Она обратилась за помощью к солдатам. «Это вы – Джульетта?» – с изумлением спросили они. Театр был единственным зданием, где было электричество. Но и здесь не топили.
На прошлом фестивале в Тамбове Татьяну Александровну наградили премией «За честь и достоинство». А в нынешнем году она сама вручала премию актрисе Кировского театра Тамаре Ивановне Ветко, отдавшей сцене более 60 лет. Не одному поколению зрителей она запомнилась точным и тонким исполнением ролей в пьесах Горького, Чехова, Гюго. Театральный форум был открыт спектаклем почетных гостей из Малого – комедией А.Н. Островского «Бедность не порок» в постановке Александра Коршунова.
В конкурсе приняли участие коллективы из Саратова, Воронежа, Орла, Омска, Калуги и Оренбурга. Многие спектакли становились предметом горячих споров всего города, который буквально жил фестивалем. Саратовский театр драмы имени И.А. Слонова представил спектакль по пьесе, чрезвычайно редко появляющейся на российской сцене, – «Лучшие дни нашей жизни» Уильяма Сарояна. Американский бар, тридцатые годы минувшего века – режиссеру Александру Плетневу удалось создать на сцене ностальгическую атмосферу, напоминающую о старых голливудских кинолентах. Премию «Признание» получил известный не только в Саратове, но и за его пределами Григорий Аредаков, исполнивший роль философствующего бродяги Кита Карсона.
Сенсацией фестиваля стал воронежский «Ревизор» в постановке Анатолия Иванова. Именно здесь жюри увидело работу, достойную премии «Актер России». По единогласному решению жюри ее получил Анатолий Гладнев (Городничий), который не числился среди номинантов. Настолько необычен был его герой – серьезный, умный Городничий, в котором чувствуется и житейский опыт, и какая-то тайная печаль. Валерий Потанин, игравший Хлестакова, также показал себя во всем блеске и получил премию «Признание» – казалось, его герой не ходит, но летает по сцене, купаясь в виртуозном вранье. И гоголевская чертовщинка тут была, и пронзительная жалость к своему «приглуповатому» герою. И казалось совершенно ясным, в чем состоит истинная современность спектакля. Не в том, чтобы одеть героев по сегодняшней моде, не в том, чтобы сыграть нечто из жизни партийных деятелей или олигархов. А в том, чтобы сделать эту вечную историю своей, близкой, понятной.
«Актрисой России» стала Надежда Ефременко из Калуги, сыгравшая в спектакле «Частная жизнь королевы» (режиссер-постановщик – Валерий Якунин) Елизавету Английскую – мудрую правительницу, которая не может позволить себе быть просто женщиной. Омский же спектакль «Зеленая зона» в постановке Евгения Марчелли поставил жюри в тупик. В нем было, как минимум, пять работ, достойных премии, – один из лучших коллективов страны подтвердил свою репутацию. Точные приметы послевоенного быта. Юмор, который порою кажется безжалостным, – и в то же время пронзительная боль за своих героев, огромная любовь к ним… Пришлось ввести новую номинацию – «Лучший спектакль фестиваля».
Гости фестиваля побывали в рахманиновском имении Ивановке, где проводятся мастер-классы для театральной молодежи, устраиваются концерты, фестивали камерных и моноспектаклей. Играют в музейных интерьерах, а иногда и в самом парке. И сколько зрителей съезжается из окрестных городков и деревень!
Ремесло провинциальных актеров и по сей день осталось тяжким. И благое дело совершит тамбовский фестиваль, если хоть немного возвысит в глазах общественности продолжателей великой традиции Николая Рыбакова и Геннадия Несчастливцева. На финальной встрече участников фестиваля с губернатором Тамбовской области Олегом Бетиным прозвучала мысль о том, чтобы сделать конкурс международным, обратив свои взоры в первую очередь к ближнему зарубежью. Ведь и в Беларуси, и на Украине есть множество драматических театров, работающих за пределами столиц.

Ольга БУТКОВА
Тамбов – Москва