Культура и искусство

Карловы Вары – 2009

Карловы Вары – 2009
Карловы Вары – 2009

К номеру:   ()


01 Июля 2009 года

Современное кино: болезненный взгляд на мир или боль за человечество?

Фестиваль в Карловых Варах стал традиционно молодым – молодым, с точки зрения зрителя и самого конкурса, на котором представлены, как правило, экспериментальные и авторские картины. – Здесь у вас, как на рок-концерте, и мне это очень нравится, – сказал на закрытии 44-го Карловарского международного кинофестиваля немецкий режиссер Андреас Дрезен, получая приз за режиссуру фильма «Виски с водкой». Постановщик не стал уходить с собственной картины (хотя многие его коллеги поступают именно так, щадя свои нервы), остался в зале, чтобы послушать, как станет реагировать публика на историю актера, доводящего съемочную группу до коллапса. А рассказал он ее в трудном жанре «черной» комедии. И в итоге остался доволен: публика тепло приняла его творение, где надо – смеялась, где не надо – замирала.
А дело все в том, что в Карловых Варах фестивальные кинозалы заполняет молодежь, то есть та самая аудитория, которая желанна не только продюсерам, заботящимся о бокс-офисе, но и творцам. Ведь каждый кинохудожник втайне мечтает пережить себя и остаться в веках. Но как же этого добиться, если молодое дееспособное поколение, которое раз в неделю (согласно опросам социологов) ходит в кино, тебя не заметит и не полюбит?
Проблему заполняемости залов организаторы Карловарского кинофестиваля очень удачно решили несколько лет назад. Они дают бесплатную аккредитацию студентам всех вузов Чешской Республики, которые могут приехать на фестиваль, развернуть брезентовую палатку на специально выделенном по этому случаю властями города футбольном поле и с утра до вечера ходить на просмотры. Пускают ребят на свободные места, те, кому не хватило кресел, располагаются прямо на полу в проходах.
На Карловарском кинофестивале, по традиции, показывают множество русских фильмов. Этот год не стал исключением. Русское кино прекрасно принимает местная публика. С фильма Андрея Хржановского «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину», рассказавшего трагическую биографию русского поэта
Иосифа Бродского, люди выходили зареванными. Еще бы, ведь несчастных родителей, вынужденных умирать вдали от единственного сына, высланного советскими властями за рубеж и лишенного гражданства, сыграли Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих. А эти мастера умеют пробуждать сильные чувства. Напомним, что Хржановский известен как аниматор, поэтому по форме его игровой дебют оригинален, актерские эпизоды чередуются в нем с анимационными,  в которых словно оживают рисунки Бродского. Картина тронула сердца членов жюри конкурса «К востоку от запада», присудивших ей главный приз.
Большим успехом пользовалась на фестивале и программа «Женский взгляд на Россию», в ней участвовало восемь фильмов русских женщин-режиссеров. Картина Кати Шагаловой «Однажды в провинции» заслужила в финале овацию зрителей. С такой болью она рассказала о судьбе нашего потерянного поколения – друзей-героев чеченской войны, оказавшихся на дне жизни на родине. Интерес зрителей вызвали фильмы Ларисы Садиловой «Ничего личного», Оксаны Бычковой «Плюс один», Валерии Гай-Германики «Все умрут, а я останусь». Женская режиссура вообще в последнее время теснит мужскую, это мировая тенденция. Об этом говорили наши талантливые женщины во время мастер-класса, который провели по просьбе организаторов кинофестиваля.
Если учесть, что наряду с ними мастер-класс в этом году давал мировая звезда Джон Малкович, становится ясно, с каким уважением в Карловых Варах принимают наши таланты.
Очень часто фильмы Карловарского кинофорума борются позже за самую престижную кинопремию мира – «Оскар» в номинации «Лучший зарубежный фильм». Уверена, участники конкурсной программы этого года продолжат традицию. Конкурс фестиваля был очень сильным. Но жюри под руководством французского продюсера Клоди Оссар (Россию в нем представлял победитель программы «Особый взгляд» в Каннах режиссер Сергей Дворцевой) вынесло свой вердикт.
Главный приз «Хрустальный глобус» получил бельгийско-канадский фильм «Ангел  у моря». Режиссер-дебютант Фредерик Дюмон рассказал в нем историю своего детства, проведенного в обществе психически больного отца. Причем помешан этот человек буйно, постоянно подвергает угрозе жизнь сына, «лечится» от своей маниакальной депрессии своеобразно: садится за руль и давит кошек, перебегающих дорогу. Бельгиец Оливье Гурме, сыграв такого героя, удостоился приза за лучшую мужскую роль.
Награду он разделил с американским актером Полом Джаматти, снявшимся в картине «Холодные души». Она, как и немецкая лента, о муках творчества. По сюжету, Пол Джаматти, выворачиваясь наизнанку, пытается постичь загадочную русскую душу, репетируя чеховского доктора Астрова. Но роль ему катастрофически не дается. И тогда на помощь приходит фирма, занимающаяся хранением и обменом человеческих душ. Понятно, что из России их завозят контрабандным путем. Душекурьера смешно играет Дина Корзун. Картина стала дебютом молодой американки Софи Бартес. Она была показана в программе Американского фестиваля независимого кино в Санденсе.
В Карловых Варах вообще есть прекрасная возможность посмотреть работы режиссеров на кинофоруме, который многие годы с успехом проводит и патронирует Роберт Редфорд. Пару лет назад он получал в Карловых Варах приз за вклад в мировое кино, и Чехия ему так понравилась, что с тех пор Редфорд наладил культурный обмен между двумя кинофестивалями.
Победитель Санденса – мексиканец Кэри Фукунага привез в этом году свой фильм «Без имени». Он рассказывает короткую историю жизни молодого парня, оказавшегося членом банды убийц, просто потому что в его стране для таких, как он, нет будущего. Спасая девушку от рук главаря банды, он нарушает их моральный кодекс, за что ему полагается смерть. Самое страшное, что убивает его младший брат, который таким образом стремится заработать очки в преступной группировке.
Приз за лучшую женскую роль достался датской актрисе Паприке Стеен. Она страшно и пронзительно сыграла в фильме «Аплодисменты» роль алкоголички-актрисы, у которой социальные службы отбирают детей. Цена успеха в актерской профессии бывает и столь высокой. По мнению критиков, участвовавших в рейтинге, опубликованном фестивальной газетой, картина вышла на первое место. А на втором оказался победитель нашего национального кинофестиваля «Волчек» Василия Сигарева. Режиссер отдал картину в Карловы Вары в последний момент, когда ее отвергла отборочная комиссия Венецианского кинофестиваля. Международная федерация киноклубов выдала Сигареву и актрисе Яне Трояновой, исполнившей главную роль, свой диплом.
44-й кинофестиваль не поскупился на статуэтки за вклад в мировое кино. Их получили Изабель Юппер, Джон Малкович и чешский мастер Ян Шванкмайер. А любимец публики Антонио Бандерас удостоился награды президента Карловарского кинофорума – известного чешского актера Иржи Бартошки.
Когда-то Международная федерация продюсеров не хотела регистрировать и таким образом официально признавать Московский международный кинофестиваль. Тогда братский Карловарский кинофорум уступил ему свое место и стал проходить раз в два года. Позже все вернулось на круги своя, оба мероприятия сегодня проводятся ежегодно. Но поскольку стоят рядом, их невольно продолжают сравнивать. В этом году чешский кинофорум уверенно обыграл наш: и по количеству фильмов, показанных в Карловых Варах, и по их разнообразию, и по качеству и уровню звезд, посетивших фестиваль. За все это отдельное спасибо многолетнему арт-директору, профессору Эве Заораловой. А секрет такого успеха прост: команда Карловарского кинофорума делает его с большой любовью к кино и уважением к участникам, публике и журналистам.

Марина Порк