Культура и искусство

Ушел Савва Ямщиков

Ушел Савва Ямщиков
Ушел Савва Ямщиков

К номеру:   ()


01 Июля 2009 года

На 71-м году ушел из жизни знаменитый реставратор, искусствовед, публицист, великий защитник русской культуры Савва Ямщиков. Ученик Льва Гумилева, Николая Сычева, Виктора Лазарева, олицетворявших для студента искусствоведческого отделения исторического факультета МГУ понятие совести, достойно пронес по жизни эстафету, принятую из их рук. Начав в 20 лет работать в отделе иконописи Всероссийского реставрационного центра, Савва Ямщиков большую часть жизни провел в русской провинции. Обследуя запасники музеев, он составил уникальную «Опись произведений древнерусской живописи, хранящихся в музеях РСФСР». В этот реестр были внесены тысячи памятников.
Савву Ямщикова невозможно представить без круга друзей и единомышленников. Вместе с ними он отреставрировал сотни икон, спас тысячи памятников в русских городах, вернул к жизни уникальные собрания русских портретов XVIII-XIX веков, устраивал редкостные выставки. Его выставка «Реставрация и исследование музейных ценностей» в конце 80-х стала грандиозным событием в стране. Именно тогда были открыты вновь имена забытых русских художников – Ефима Честнякова, Николая Мыльникова, Федора Тулова, Григория Островского. Под его руководством были отреставрированы сто псковских икон, составивших основу экспозиции псковского музея.
Савва Ямщиков не был дипломатом и умел рубить сплеча, если видел, что это необходимо. Этот дар в особенности был ему в помощь, когда он стал заниматься вопросами реституции культурных ценностей, вывезенных с территории СССР в годы Великой Отечественной войны. Острой теме сохранения «трофейных» произведений искусства посвящена его книга «Возврату не подлежит!». Благодаря его стараниям в Псков из Германии была возвращена православная святыня – икона конца XIX века «Богородица Псково-Покровская», вывезенная в годы оккупации.
Неслучайно в телеграмме министра культуры России Александра Авдеева было сказано, что Савву Ямщикова называли «реставратором всея Руси», и не только «в отношении его основной работы – реставрации произведений иконописи, но и в отношении направленности его мировоззрения». Он был убежден, подчеркнул министр, что «одной из главных духовных ценностей человека является его историческая память».
Савва Ямщиков – автор десятков книг, альбомов, каталогов, автор телепередач, которые он снимал в России и за рубежом, проявляя интерес к русскому искусству во всех его ипостасях. Но была у подвижника особая тема, назовем ее по имени одной из его книг – «Мой Псков». Сохранению исторического облика древнего Пскова он отдавал все свое время. Его фильм о настоятеле Псково-Печерского монастыря, художнике-фронтовике Алипии в эти дни можно было увидеть по телевидению. А в картине «Андрей Рублев» Арсения Тарковского, напомним, 26-летний Ямщиков был консультантом, и его «точный» глаз очевиден всем поколениям зрителей.
Одной из последних выставок Саввы Ямщикова стала – «Музей друзей», составленная из работ художников, подаренных реставратору. Осенью ее можно было увидеть в его мастерской в Москве, где собирались друзья. Именно с этой выставкой Савва Васильевич и поехал в Псков… Знаменательно, что человек этот, из породы титанов, ушел из жизни в городе, которому было отдано его сердце. Савва Ямщиков похоронен в Пушкинских Горах, на Тригорском холме, вблизи храма Георгия Победоносца, воссозданием которого он занимался.