Культура и искусство

Выборг-2009: О талантах и бездарностях

Выборг-2009: О талантах и бездарностях
Выборг-2009: О талантах и бездарностях

К номеру:   ()


01 Сентября 2009 года

Государство должно быть более избирательным в поддержке творцов

Фестиваль российского кино, который в 17-й раз прошел в Выборге, называется амбициозно – «Окно в Европу». Да и слоган кинофорума в этом году был как никогда говорящим – «Российское кино – прогноз на завтра». Если отнестись к этому серьезно, то при просмотре испытаешь вовсе не эстетический шок от бесперспективности многих работ, представленных в конкурсе. Будь я прокатчиком, ни за что бы не согласилась засорять экраны «Окном для наблюдателя» молодого режиссера Галины Мезенцевой – невнятной историей страданий молодого человека, который, помаявшись неизвестно от каких грустных мыслей и событий, вдруг стал писателем. Не поставила бы я в свои залы (даже самый маленький) и картину режиссера старшего поколения Валерия Лонского «Двойная пропажа», где в течение двух часов экранного времени восемь (это посчитано) раз пересказывается сюжет о том, как во время циркового представления неизвестно куда исчез фокусник и дама из зала, вызвавшаяся испытать на себе чудеса традиционного для этого жанра шкафа с превращениями, откуда испаряются люди.
Печально не только то, что у этих новых лент нет никакого прокатного потенциала (режиссеры, снимая их, совершенно не забивали себе голову тем, что в кинозалах сидят зрители – и они тоже люди), но и то, что в полный творческий тупик авторы этих картин забрели при горячей поддержке отечественного бюджета, поделившегося с творцами средствами на съемки. Кстати, более или менее похожих на эти фильмы в программе фестиваля набралось не так уж мало. И вопрос здесь не в качестве отбора. Выборгский кинофорум проходит после «Кинотавра» и Московского международного, которые по понятным причинам более привлекательны для кинематографистов, стремящихся в первую очередь «засветиться» на крупных киномероприятиях. Речь о том, что государству давно пора прекратить спонсировать бездарность, вольно распоряжаясь средствами налогоплательщиков. Пора потребовать у так называемых творцов и их продюсеров не только полного отчета, на что пошли выделенные им государственные средства, но и их возврата.
К счастью, не все было так уж плохо. 17-й фестиваль «Окно в Европу» открыл новый фильм Владимира Хотиненко «Поп», рассказавший о том, в каком сложном положении оказались православные священнослужители, когда фашисты предложили им восстановить храмы на оккупированных территориях и возобновить их работу. В центре этой истории – драма священника, поддержавшего свою паству в страшные годы войны. Эту роль отца Александра мощно и пронзительно сыграл любимый актер Хотиненко – Сергей Маковецкий, явивший зрителям положительного героя нашего времени, которого так не хватает в работах большинства режиссеров. Перед началом съемок проект успел благословить покойный Патриарх Московский Алексий Второй. Уверена, картину ждет огромный успех не только у зрителей, которым в сложное время, переживаемое нами, необходимо опереться на что-то светлое, «Поп» непременно станет лауреатом всех отечественных кинопремий.
Что касается решения жюри фестиваля, которое в этом году возглавлял режиссер Алексей Герман-младший, то оно не стало неожиданным. Главный приз – «Золотую ладью» – получил Андрей Хржановский за картину об Иосифе Бродском «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину». У нее необычное художественное решение: мэтр анимации удачно сочетал на экране игровые, документальные и анимационные эпизоды. История родителей поэта (их роли исполнили Сергей Юрский и Алиса Фрейндлих), которых советские власти так и не выпустили к лишенному гражданства сыну, потрясает. Неслучайно после одного из показов друзья режиссера бросились звонить своим старым родителям и говорить, как они их любят.
Чемпионом по количеству призов стал фильм режиссера Григория Константинопольского «Кошечка». Он получил премию имени основателя Выборгского кинофорума Саввы Кулиша, престижную премию Гильдии киноведов и кинокритиков, а также «Серебряную ладью» за лучшую мужскую роль. Михаил Ефремов, которому предназначался этот приз, сыграл в картине роль женскую – когда-то прекрасной, кружившей головы поклонников, а сегодня старой, все потерявшей в жизни балерины. Сыграл гениально, по-другому не скажешь. Но все-таки в этом есть и большая заслуга постановщика, который все это придумал, ведь в необычном качестве в картине выступили и Виктор Сухоруков, сыгравший грудного младенца, и Александр Стриженов, вспомнивший о том, что по первому образованию он актер, и рассказавший о страданиях и душевной боли «нового русского», которого не любит жена.
Михаил Ефремов блеснул и в фильме «Какраки», который уже приглашен на грядущий Венецианский кинофестиваль. Он очень трогательно рассказал историю циничного чиновника-взяточника, которого неразделенная любовь довела не только до тюрьмы, но и до остановки сердца. Режиссер картины Илья Демичев удостоился приза президента кинофестиваля Армена Медведева.
Каждый раз зрители, посещающие просмотры, голосуют за понравившиеся им фильмы. Так определяется лауреат конкурса «Выборгский счет». В этом году глас народа объявил победителем картину питерской дебютантки Яны Поляруш «Видримасгор, или История моего космоса». Режиссер рассказала о том, как обычное на первый взгляд стекло, вставленное в оконную раму на коммунальной кухне, чудесным образом изменило судьбы соседей по квартире. Кто-то бросил пить и начал петь, поскольку служил в опере, кто-то на старости лет обрел свою вторую половинку, а кто-то не стал дожидаться старости и по уши влюбился в возрасте юном. Словом, каждый поверил в себя, в то, что жизнь прекрасна, и свои стопы направил в светлое будущее. Картина в финале удостоилась овации зрительного зала. А Яна Поляруш на закрытии получила «Золотую ладью» и 10 тысяч долларов.
На сорока сеансах в кинотеатре «Выборг-Палас», где традиционно проходит фестиваль, за пять дней побывало более тридцати тысяч зрителей. По их просьбе картина режиссера Сергея Снежкина по повести Павла Санаева «Похороните меня за плинтусом» была показана дважды. Билеты на первый сеанс разлетелись в минуту. Зрители в Выборге – люди благодарные. Главное, чтобы художники их не обманывали.

Марина ПОРК