Культура и искусство

«Мадам Вечный Аншлаг»

«Мадам Вечный Аншлаг»
«Мадам Вечный Аншлаг»

К номеру:   ()


01 Сентября 2009 года

7 сентября исполнилось 110 лет со дня рождения выдающейся певицы, королевы русского романса Изабеллы Юрьевой

Судьба мудро распорядилась именно так, что будущая звезда наблюдала сценическую жизнь с детства и знала о том, что такое свет рамп и софитов, рукоплескание зрителей… В жизни ее родителей театр был главным делом. И пускай они не были актерами, но их профессии также позволяли хотя бы слегка прикоснуться к чарующей, магической тайне театра. Отец работал мастером по театральным шляпам, мать – постижером в театре Ростова-на-Дону. Голос их дочери – Изабеллы Ливиковой, исполнившей романс «По старой Калужской дороге», ростовчане впервые услышали в 1920-м с эстрады летнего парка. Композитор Алексей Таскин, аккомпанировавший Шаляпину и Вяльцевой, услышав голос еще никому не известной певицы, приехавшей в Петроград, сразу же согласился стать ее преподавателем. И уже в 1922 году состоялся дебют Изабеллы Даниловны в кинотеатре «Колизей», где она исполнила несколько песен, в том числе «Нищую» А. Алябьева – П. Беранже. Далее были выступления в московском «Эрмитаже», гастрольные поездки певицы уже под псевдонимом Юрьева. В ее репертуаре были как старинные русские романсы, так и цыганские песни. За своеобразное исполнение цыганских песен Юрьева была прозвана «белой цыганкой».
В 1925 году певица знакомится с человеком, которому суждено будет стать ее постоянным администратором и единственной любовью на всю жизнь, – Иосифом Эпштейном (псевдоним – Аркадьев). Супруг стал и автором многих шлягеров Юрьевой, таких как «Ласково взгляни», «Весенняя песенка», «Первый бал», «Твои письма», «Если помнишь, если любишь», «Если можешь – прости», «Дружба» и других.
Сложно составить определенный портрет слушателя Юрьевой. Своим талантом она покоряла людей из самых разных слоев общества, порою даже отъявленных маргиналов.
Ей рукоплескали не только советские зрители. В 1926 году Юрьева приехала с мужем в Париж и покорила своим волшебным голосом французскую публику. Ей даже предложили выступить в знаменитом концертном зале Парижа «Олимпия» и сняться в главной роли в франко-испанском фильме, но певица отказалась: в тот момент она готовилась стать матерью.
Увы, оглушительный профессиональный успех редко идет рука об руку с личным счастьем. Испытать радость материнства Юрьевой не было суждено: единственный сын Владимир родился с пороком сердца. Он прожил чуть более года и умер в Ленинграде. Но даже эта трагедия не сломила ее. «Муж ни за что на свете не брал меня хоронить ребенка, – вспоминала Изабелла Даниловна. – Я осталась в Москве со своим горем. А через два дня вынуждена была выступать на сцене дорогущего мюзик-холла на площади Маяковского. Мне было сказано: публика ничего не должна знать, она пришла веселиться... И я пела, держась за стул. А в ложе над сценой плакала опереточная прима Клавдия Новикова, моя приятельница. Она все знала...»
Жизнь бросала сильной женщине один вызов за другим. К началу 40-х началась травля Юрьевой как исполнительницы: ее творчество требовали «осоветить». Порой певице запрещали выступать, заставляли изменять тексты классических романсов. Лишь война на время ослабила давление на певицу. Юрьева участвовала в концертных бригадах, выступала в госпиталях, на призывных пунктах. После войны за нее взялись снова: после пресловутого партийного постановления «О журналах «Звезда» и «Ленинград» в 1946 году певица оказалась в опале. Петь о том, как «не спит товарищ Сталин ночами напролет, он тоже вахту мира в Кремле сейчас несет», «белая цыганка» не могла.
Но несмотря ни на что, она всегда была окружена огромным числом верных друзей – актеров, музыкантов, композиторов и преданных поклонников. Кстати, среди последних были и американский миллионер Арманд Хаммер, даже предлагавший Юрьевой, тогда еще незамужней, руку и сердце, и поэт Самуил Маршак.
«Мадам Вечный Аншлаг» – так звали ее концертные администраторы. Москва, Ленинград, родной Ростов-на-Дону, Киев, Минск… Билеты разлетались мгновенно.
1966-й стал последним годом Юрьевой на сцене. А в 1971-м умирает Аркадьев. Долгие годы звезда былых десятилетий остается в тени. Лишь в 1992 году она наконец была удостоена звания народной артистки России, а в 1999-м награждена орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
В 2000 году королевы романса не стало, и свой покой она обрела на Донском кладбище, которое наравне с Новодевичьим по праву считается некрополем тех, кто остается в живых на века в памяти почитателей, в своих нотах, строчках, красках.

Татьяна КУТАРЕНКОВА