Культура и искусство

Перечитывая Гоголя

Перечитывая Гоголя
Перечитывая Гоголя

К номеру:   ()


01 Сентября 2009 года

Лучшим спектаклем «Белой Вежи» признана постановка гомельчан,
Гран-при увезли москвичи


Брест теперь ассоциируется не только с героической обороной цитадели над Бугом, но еще и с Международным театральным фестивалем «Белая Вежа», который, по традиции, проходит в областном центре в начале сентябре. В нынешнем году состоялся уже XIV театральный форум. Публике, а это более 12 тысяч поклонников театра, представили свое творчество 25 коллективов из десяти стран мира: Беларуси, России, Украины, Польши, Армении, Азербайджана, Ирана, Литвы, Молдовы и Таджикистана. Особенностью «Белой Вежи-2009» стало то, что фестиваль был посвящен 200-летию со дня рождения Николая Гоголя. Например, Национальный академический театр имени М. Горького из Минска вдохновила пьеса «Женитьба», Московский областной государственный драматический театр имени А. Островского замахнулся на повесть «Вий», Бакинский камерный театр из Азербайджана решился прочесть со сцены «Записки сумасшедшего»... Однако в кулуарах фаворитами «Белой Вежи-2009» изначально называли совершенно другие работы – «Гоголь. Вечера. Часть 1» Московского театрального центра имени Всеволода Мейерхольда и «Ревизор» Гомельского областного драматического театра.
Российская постановка изначально привлекла к себе внимание своей заявкой – показать на брестском фестивале новый жанр – саунддраму. И московским артистам действительно удалось удивить зрителей, соединив драматическое искусство с музыкальным. Гомельчане же покорили всех своей добротной работой с классикой. Именно эту постановку жюри конкурса назвало лучшим спектаклем «Белой Вежи-2009», а «Вечера» были удостоены Гран-при.
Несмотря на вердикт судей и то, что триумфаторы фестиваля являются ее земляками, известный московский театральный критик Римма Кречетова осталась недовольна саунддрамой Владимира Панкова.
– Мне кажется, нет ничего нового в попытке соединить музыку, слово и пластику, – уверена специалист. – А вот «Ревизор» показался мне самым серьезным гоголевским спектаклем на этом фестивале, потому что гомельчане сумели, не соревнуясь с Гоголем и не осовременивая его, прочесть его произведение сегодняшними глазами и передать очень острую современность и нынешнюю актуальность этой комедии, сделать персонажей близкими и понятными публике. Зал, по-моему, был даже удивлен, что и без современных штучек классика может звучать так остро. В финале пьеса поразительно драматична, и это правильно, потому что Гоголь не судья, а всего лишь печальный наблюдатель – со смехом и слезами.


Характерной чертой нынешнего фестиваля стало и разнообразие его «меню»: в рамках «Белой Вежи-2009» были показаны не только уже привычные брестскому зрителю драматические и кукольные спектакли, но и пластические, и даже уличные представления. И если хореографические композиции без слов – дело вкуса (не каждый способен понять язык танца), то спектакли на городской площади зрители единодушно восприняли на ура.Тем более что не все желающие смогли попасть в залы – все билеты были раскуплены еще до начала фестиваля. Так что благодаря «Белой Веже» театр вышел в люди, и уже это – огромный успех брестского театрального форума.
Комплиментов удостоились хозяева фестиваля и за то, что сами решились дебютировать в уличных представлениях. Причем экспериментаторская работа Брестского академического театра драмы «Мечта о Дон Кихоте» удалась. Поэтому местных актеров, осмелившихся поставить Сервантеса в необычной для себя манере, можно назвать еще и основоположниками нынешнего уличного театра в Беларуси. «Хотя это были и небольшие, еще не смелые шаги на ходулях, но огромный прорыв для самого театра и города, – отметили критики. – Брест будто специально создан для уличных постановок».


Ведущий белорусский театральный критик Татьяна Орлова не пропускает брестский театральный фестиваль с самого первого года его проведения, поэтому может сравнить все предыдущие «Вежи» с нынешней.
– Нынешний фестиваль был, может, не столь ярок, как предыдущий: из-за финансового кризиса не получилось привезти сюда экзотику. С благоговением все вспоминали монгольский театр в юрте и другие спектакли, созданные на основе национального фольклора, которые были показаны в прошлые годы, – сокрушается доктор филологических наук. – И все же «Белая Вежа» удалась: здесь, как всегда, можно было увидеть классические и экспериментальные работы самого высокого качества. И уже поэтому значение фестиваля для страны я расцениваю очень высоко: мы нечасто выбираемся за пределы Беларуси, чтобы посмотреть на спектакли других стран, а те постановки, которые зарубежные коллективы привозят к нам на гастроли, – не всегда первоклассные и лучшие.
А вот заслуженный деятель искусств России Олег Пивоваров полюбил «Белую Вежу» за то, что брестский фестиваль не похож на существующие евростандарты.
– В Европе большее значение уделяется структуре, композиции, а не художественной ценности спектакля, – напомнил Олег Пивоваров. – Брестский же фестиваль не растерял того, что так нужно сегодня зрителю, – это соединение трагического высказывания и художественного смысла.
«Отец» брестского фестиваля Александр Козак, генеральный директор Брестского академического театра драмы, рад, что театральный форум в этом году вновь получился.
– Я горжусь тем, что мы достойно поклонились Николаю Васильевичу Гоголю в год его юбилея, – заявил он. – Достижение нашего фестиваля и в том, что мы смогли охватить все наши областные центры, ведь не у каждого белорусского коллектива есть возможность участвовать в престижных крупных фестивалях за рубежом. А я не побоюсь сказать, что наш фестиваль уже знают в мире.
По словам Александра Козака, следующая – юбилейная 15-я – «Белая Вежа» вновь будет тематической: классика Николая Гоголя на брестских подмостках сменит классик Антон Чехов.
Поэтому неслучайно, что, прощаясь с нынешним фестивалем, председатель Брестского облисполкома и руководитель оргкомитета «Белой Вежи-2009» Константин Сумар отметил, что брестский театральный форум продолжает и развивает все лучшие традиции предыдущих фестивалей.
– На суд зрителей и жюри были представлены наиболее интересные работы и мастеров сцены, и молодых, только заявляющих о себе режиссеров Беларуси и зарубежных театров. Спектакли по произведениям Николая Гоголя, ставшие основой фестиваля в этом году, в очередной раз показали, что настоящее театральное искусство не имеет границ, – резюмировал губернатор Брестчины и пригласил всех в город над Бугом ровно через год.

Ирина ПРИМАК