Культура и искусство

Юность, опаленная…

Юность, опаленная…
Юность, опаленная…

К номеру:   ()


01 Ноября 2009 года

Зрители Московского драматического театра на Перовской впервые увидели постановку пьесы известного белорусского драматурга Алексея Дударева «Не покидай меня», приуроченную к 65-летию Победы. Алексей Дударев – один из первых лауреатов Премии Союзного государства в области литературы и искусства. Сегодня его пьесы идут на многих театральных сценах Беларуси и России. Читателям и зрителям давно полюбились его трогательные и захватывающие дух произведения, в особенности – о Великой Отечественной войне. Среди них и драматическая баллада о юных защитницах родины – пьеса «Не покидай меня».
Время действия – 1944 год. Место действия – Беларусь. В командование капитану Михасеву поручено спецподразделение из четырех девушек. Это не взрослые и знающие жизнь героини известной повести Бориса Васильева. Героини Дударева совсем молоды: когда грянула война, девушки едва успели окончить школу. Каждая – со своим характером и своим прошлым. Задумчивая и немного странная Вероника Кремис: с тех пор, как она девчонкой попала к «потомкам Вагнера, Гете и Карла Маркса», ее мучает бессонница и боязнь немецких песен, у немцев она потеряла младшую сестренку. Простая, грубоватая хохотушка Зина Батян, выросшая в деревне. Романтичная юная поэтесса Аля Ладысева из интеллигентной городской семьи. Гордая и целомудренная Ядвига Гурская, воспитанная отцом-католиком в Гродно. Ценой собственной жизни девушки должны выполнить ответственное и опасное задание командования в тылу врага: вызвать огонь на себя для того, чтобы наступательная операция прошла успешно.
«Уж лучше бы отправили в стройбат! Стройбат – дом отдыха по сравнению с вами!» – сетует поначалу Михасев, то и дело раздражаясь на девичьи шутки и совершенно неуместное кокетство, пытаясь быть строгим и непреклонным. Эти девчонки не понимают до конца всего ужаса ситуации, для них война – это игра и романтика. Как объяснить им, что здесь не может быть «плохого аппетита», стеснения и дамских ужимок? Что гибель может настигнуть в любую минуту? Для Михасева – задача не из легких. Но постепенно между капитаном и девушками начинает возникать понимание. Ведь он тоже не профессиональный военный, а в прошлом – простой учитель физики из-под Витебска. А на месте этих девчонок могла бы оказаться и его дочь. Та самая, что, провожая отца на фронт на вокзале, шептала ему: «Не покидай меня». Командир и его подразделение становятся словно одной семьей перед лицом надвигающейся опасности.
Через личную трагедию каждой Алексей Дударев показал общую трагедию всего молодого поколения, попавшего в самое горнило войны. Выжить удастся лишь одной из них, заплатив за жизнь горькую цену – гибелью на фронте любимого человека.
Великая Отечественная в русской и белорусской литературе – одна из главных тем, и произведений об этой войне – великое множество. Но то, что поведал о войне своим читателям Алексей Дударев, ярко выделяется из этого множества. «Я скажу вам даже не как режиссер, а как мистик, хотя и не являюсь верующим человеком, – говорит художественный руководитель Театра на Перовской Кирилл Панченко. – У Дударева на подсознании заложено ощущение того, что такое война и проблема человека на войне. То ли это белорусская земля таким образом сформировала его. То ли это какой-то фон его жизни. У нас очень многие фильмы, книги, спектакли выходят именно о войне, а не о людях. Дударев всегда рассматривает в первую очередь человека. И делает это так деликатно, так тактично и с таким удивительным ощущением художественной правды, что уже мне как режиссеру нельзя не прельститься этим и нельзя не заинтересоваться этой очень важной и очень нужной, с моей точки зрения, драматургией».
«Не покидай» – это то произведение, в актуальности которого нельзя усомниться. С одной стороны, оно – еще одно свидетельство великого народного подвига, которое столь ценно сегодня. Громкое слово драматурга о тех павших героях звучит вопреки всяческим попыткам опорочить их память и всей нынешней исторической безграмотности. «С моей точки зрения, попытки пересмотра истории предпринимаются не с целью пересмотреть собственно историю, а с целью решить какие-то свои сегодняшние проблемы экономического порядка, создать себе некий политический имидж. У меня это вызывает исключительно глубокую брезгливость», – говорит Кирилл Панченко.
С другой стороны, это произведение не только о войне. Оно – о простых людях, которые вопреки суровым испытаниям остаются людьми. Именно такие образы представляют зрителю актеры театра – светлые и воодушевленные. Когда спектакль подходит к концу и актеры выходят на поклон, еще долго не можешь поверить в то, что на сцене все-таки наши современники, а не герои военных лет – такое сильное впечатление производит их игра, которую даже назвать «игрой» не осмеливаешься: скорее перевоплощение, перенесение во времени. Настолько сильно исполнители ролей чувствуют это произведение и настолько сильно они ощущают то время.
К сожалению, в дни, когда происходит подмена истинных ценностей, такие герои редко бывают услышаны. «Нам сегодня очень трудно осознать то, что, оказывается, у человека может быть цель, – говорит Кирилл Панченко. – Что, оказывается, жизнь дается не для того, чтобы наесться. Сегодня мы утеряли цели, перспективы собственного человеческого развития и духовного движения».
Эта история, безусловно, печальна. Но, следя за развитием сюжета, вместе с героями зрители переживают огромное разнообразие эмоций и настроений. В этой пьесе тесно переплетены юмор, романтика, задор юности с естественным человеческим страхом смерти, болью и горечью потерь. И вместе с героями зритель переживает эту войну как свою: ведь сложно найти русскую или белорусскую семью, которой бы не коснулась эта трагедия. Как сказано самим Дударевым в предисловии к другой пьесе о войне, «если каждого советского человека, который погиб в схватке с фашизмом, почтить минутой молчания, придется молчать 38 лет».

Татьяна КУТАРЕНКОВА