Культура и искусство

Возвышение духа

Возвышение духа
Возвышение духа

К номеру:   ()


01 Ноября 2009 года

В Концертном зале имени Чайковского состоялся концерт Российского национального оркестра

На сей раз возглавляемый Плетневым коллектив представил «шедевры романтической музыки» XIX века – Концерт для виолончели с оркестром №1 ля минор Камиля Сен-Санса и Симфонию №9 до мажор Франца Шуберта. В один вечер сыграть большую лирико-эпическую Симфонию Шуберта и композиционно выверенный, совершенный по стройности Концерт Сен-Санса – решение на первый взгляд несколько необычное. На самом деле трудно найти двух других всемирно известных музыкантов, жизнь которых была бы так полярно противоположна во всем – от быта до творчества, как Шуберт и Сен-Санс. Безусловный гений Шуберт, по сути, родоначальник музыкального романтизма, проживший очень короткую, полную лишений жизнь (31 год!), который так ни разу и не услышал концертного исполнения ни одной из своих симфоний. И великий Сен-Санс, за долгую жизнь (86 лет!) не примкнувший ни к одному музыкальному направлению, рано обласканный славой, он слыл «величайшим музыкальным умом» богатого на таланты века и концертировал с неизменным успехом в течение 75(!) лет. Так отчего же Плетнев свел вместе этих двух сочинителей, ведь составление программы концерта – дело для него не менее важное, чем последующее ее исполнение? Думается, сделано это, чтобы подчеркнуть: судьба сочинений и их воздействие на слушателей определяются не внешними различиями жизни творцов, а объединяющими их чертами творчества. Эти черты – песенно-танцевальная мелодичность, подслушанная у народа, и глубокое постижение мира человеческой души, иными словами, «умное сердце», – и есть тот высокий романтизм, который подняли на щит немецкие авторы, начиная от Гофмана и Шиллера в литературе, Шуберта и Шумана в музыке. Концерт подтвердил: в ряд имен великих романтиков Сен-Санс включен не зря, даже если сам он, желая оставаться независимым, никогда не стремился числиться ни в каком из направлений.
Сыграть в качестве солиста Концерт для виолончели с оркестром был приглашен Александр Рудин, один из лучших виолончелистов страны, руководитель камерного оркестра Musica viva. Мне больше по душе игра Александра Князева за ее экспрессивность и густой «медовый» звук. Однако здесь в одном из самых трудных и виртуозных виолончельных концертов в ансамбле с РНО, управляемым Плетневым, умная, тонкая игра Рудина, по сути, идеально совпала с трактовкой дирижера. В результате Концерт Сен-Санса прозвучал во всей его цельности и красоте в соответствии с кредо самого автора: «Художник, который не испытывает полного удовлетворения от изящных линий, гармонических красок и красивой последовательности аккордов, не понимает искусства музыки».
Последнюю, 9-ю Симфонию Шуберта недаром называют «Большой». Она велика по величине, но, главное, по мыслям и чувствам, переполнявшим композитора в преддверии скорой смерти. Мы все немного мистики, а задним числом особенно. Потому и последнюю Симфонию Шуберта часто зовем его музыкальным завещанием. На самом деле совсем молодой Шуберт не собирался так скоро умирать, хотя трудная жизнь порядком поистрепала его здоровье. Он умел радоваться, умел петь и веселиться, ценил дружбу, боготворил музыку. Несмотря на бытийную непрактичность, а может, как ни парадоксально это звучит, благодаря ей, ум Шуберта на 32-м году жизни настолько созрел, что вне житейских перипетий сам он давно уже жил как мудрец и мастер. Все это отобразила его до-мажорная лирико-эпическая Симфония №9. Ее довольно часто исполняют, но она далеко не всем «по зубам» и нередко оказывается «рассыпанной» на отдельные, слабо связанные между собой фрагменты. В трактовке Плетнева Симфония, сыгранная РНО на одном дыхании, воспринимается как прекрасное здание музыкального гения, где богатые мелодические украшения не затмевают, а лишь сильнее оттеняют умную цельность замысла.
Впереди новые концерты с участием Плетнева, и по возможности не надо их пропускать. Они веселят сердце и укрепляют дух.

Елена АНТОНОВА