Культура и искусство

«Волчок» против «Анны Карениной»

«Волчок» против «Анны Карениной»
«Волчок» против «Анны Карениной»

К номеру:   ()


01 Января 2010 года

2009 киногод ушел в историю. Кинокритики подводят итоги, анализируя увиденное, и в целом считают минувший год удачным. Несмотря на кризис и сопутствующие ему неприятности. И все же придется в этот «бочонок меда» (до «бочки» год все же не дотягивает) капнуть каплю дегтя. Невозможно не заметить, что практически все российские фильмы, появившиеся в минувшем году, со знаком минус. Нет, не по части художественной, с этим как раз дела обстоят неплохо. Кинематографисты все как один решили показать нам нашу действительность «во всей красе». Не оставляя бедным зрителям ни капли надежды. «Нет, друзья, – провозглашают нам с экрана. – У нас все плохо. И, возможно, будет еще хуже». Бесспорно, подлинное искусство должно отражать жизнь, и настоящие художники не могут оставаться в стороне от происходящего. Люди, обладающие совестью, душой и талантом, не могут не откликаться на социальные проблемы и должны вносить свой посильный вклад в лечение больного общества. Все так. Удручают только однообразные методы «лечения».
Итак, о чем поведали нам киномастера в 2009 году? Во-первых, о несчастливых женских судьбах, когда тоска и безысходность зашкаливают так, что хоть волком вой. А тут еще и неустроенный быт, и никаких перспектив, и зарплату задерживают. И от беспредельного одиночества женщины готовы броситься на первую попавшуюся особь мужского пола, не брезгуя ради кусочка личного счастья ничем – и на убийство можно пойти, и даже на самоубийство, когда становится понятно, что хеппи-энда не будет. Это «Бубен, барабан» Алексея Мизгирева – хорошая работа способного режиссера с прекрасной главной женской ролью (Наталья Негода). Это и «Сказка про темноту» Николая Хомерики с Алисой Хазановой в главной роли, где проблема одиночества и неустроенности современной женщины в грубом мужском мире тоже стоит во главе угла.
Где страдают женщины, там страдают и дети, не может быть одного без другого. Это наглядно показывают «Волчок» Василия Сигарева и «Похороните меня за плинтусом» Сергея Снежкина. О детях же – грандиознейший фильм Киры Муратовой «Мелодия для шарманки». Эта картина бьет наотмашь и долго не дает опомниться.
Показали нам в этом году и то, как заброшены, одиноки и неприкаянны старики, – «Сумасшедшая помощь» Бориса Хлебникова. Впрочем, этот фильм гораздо более многослоен, страдают тут все – и старики, и молодые. От одиночества, жестокости, непонимания, а также элементарного неумения быть счастливыми. Хочется также отметить дивную актерскую работу Сергея Дрейдена в «Сумасшедшей помощи».
В более веселом ключе рисует современную действительность дебютант Илья Демичев. Его фильм «Какраки» – трагикомедия о любви и смерти крупного чиновника, который за зеленью денежных купюр вдруг разглядел подлинную жизнь – с ее чувствами, буйством красок и эмоций и за это, собственно, поплатился – сначала свободой, а потом и жизнью. В главной роли – великолепный Михаил Ефремов. Ему же рукоплескали мы в этом году за роль «балерины» в оригинальной «Кошечке» режиссера Григория Константинопольского. Там же неподражаемы были Александр Стриженов, Виктор Сухоруков и Евгений Стычкин.
Настоящий праздник подарил зрителям Валерий Тодоровский своими «Стилягами». Музыкальные фильмы у нас большая редкость, а хорошие музыкальные фильмы – редкость вдвойне. Поэтому с таким восторгом воспринят фильм представителями самых разных поколений.
Из «киноманских» радостей уходящего года хочется также выделить две крупные работы – «Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на Родину» Андрея Хржановского и «2-Асса-2» Сергея Соловьева. Философское, лиричное, красивое и действительно сентиментальное кино Хржановского посвящено Иосифу Бродскому и его родителям, той жизни и тем отношениям, которые мы почти безвозвратно утратили. Соловьевская вторая «Асса» – сильное, жесткое кино, без сантиментов, кино, обнажающее время с яростной беспощадностью. И невезучее в смысле проката. Фильм никак не может дойти до массового зрителя. Как и вторая работа Сергея Соловьева – тонкая экранизация «Анны Карениной», где Олег Янковский так сыграл Каренина, что мурашки по телу. И фильм-то получился скорее не о несчастной Анне, а о нем, благородном, в чем-то нелепом и жалком, но величественном в своем страдании Алексее Каренине.
Удивительно, что абсолютным молчанием оба фильма Сергея Соловьева обошли российские кинокритики, вручившие в конце декабря свою кинопремию «Белый слон» фильму «Волчок» Василия Сигарева. Ни «2-Асса-2», ни «Анна Каренина» не попали ни в одну (!) номинацию.
И в финале этого повествования предвижу справедливый зрительский вопрос – где можно посмотреть вышеперечисленные картины? Что ж, почти все они были в российском прокате, но в таком ограниченном, что на киноафише их нужно было разглядывать под микроскопом. Многие прокатчики по-прежнему отдают предпочтение тому, что полегче, повеселее и, если так можно выразиться, «позарубежней». Им, видимо, по-прежнему кажется, что зрители предпочитают западное кино, а на свое, родное, просто-напросто не пойдут. Оставим вопрос открытым…

Александра ИВАНОВА