Культура и искусство

Кому нужно «МОЖНО!»

Кому нужно «МОЖНО!»
Кому нужно «МОЖНО!»

К номеру:   ()


01 Января 2010 года

Долгожданный прорыв белорусской музыки на российской сцене

22 января в минском клубе «Реактор» пройдет фестиваль актуальной белорусской музыки «МОЖНО!». 9 коллективов, которые представляют абсолютно разные направления (от гаражного психо-попа до акустического эмбиента), впервые соберутся на одной сцене в родном Минске, чтобы ночь напролет потчевать меломанов своим искусством. Свое участие в «МОЖНО!» уже подтвердили такие коллективы, как «Серебряная свадьба», «МОХ» («Солнцецветы»), «Кассиопея», «Нагуаль», «Аддис-Абеба», «ПортМоне», CherryVata, Rocker Joker, Botanic Project. Подробно рассказывать о каждой из них, пожалуй, нет смысла. Так же как и пытаться подогнать их творчество под какую-либо общую концепцию. Этно-панк, спец-поп, кабаре-шансон, нью-джаз – известные во всем мире и совсем не новые музыкальные стили, пропущенные через призму белорусской реальности, преобразовались во что-то невообразимо аутентичное, в то, что в Москве назвали «белорусским возрождением».
Скажем, фрик-кабаре-бэнд «Серебряная свадьба», несмотря на наличие в репертуаре песен на стихи Поля Верлена и заметную тоску музыкантов по парижским кафешантанам начала прошлого века, способно удивить русскими народными плясками и цирковой буффонадой. Их выступления даже концертами назвать трудно. Это настоящее ярмарочное шоу с перформансами, угощением, танцами на столах, куклами, чемоданами со всякой всячиной заставляет зрителей смеяться до упаду и плакать навзрыд. «Серебряная свадьба» уже хорошо известна за рубежом, в частности в России и Западной Европе. Коллектив принимал участие в различных музыкальных и театральных фестивалях: «Пустые холмы», «Метафест», Cap a L`Est и другие. Новый 2010 год музыканты встречали в гостях у Вячеслава Полунина, клоуна Асюсяя, который является большим поклонником «Свадьбы».
Музыкальные опыты группы «Кассиопея» совсем другого толка. Наивные песни-истории про отшельников-интеллигентов, женские измены и черную руку из детских страшилок немного напоминают репертуар «Ногу свело». Хотя «Кассиопея» появилась значительно раньше.
В клубах Москвы и Питера концерты вышеназванных коллективов проходят с аншлагами. Рецензии на альбомы и интервью с музыкантами публикуют самые влиятельные издания. То есть за границей их знают сегодня лучше, чем в родной стране.
– Все группы играют в оригинальных жанрах, которые не имеют национальных и политических границ, – рассказывает организатор «МОЖНО!» и директор Bo Promo Александр Богданов, известный в музыкальных кругах как Папа Бо. – Однако мы не подчеркиваем, что только эти команды достойны представлять нашу страну за рубежом.
Саше Богданову всего 24 года, тем не менее в копилке юного директора Bo Promo уже есть престижная награда от самого Артемия Троицкого – «Степной волк» в номинации «Деятель». Любопытно, что соперниками Папы Бо были Иосиф Пригожин и Яна Рудковская. Впоследствии Троицкий признался: «Я даже не знал, как он выглядит. Но этот парень в Беларуси сейчас занимается примерно тем же, чем я занимался в Москве, Питере и других городах Советского Союза в конце 70-х и в 80-х годах. То есть в Беларуси есть немало интересных талантливых артистов, и этот парень, Саша Богданов, им помогает: устраивает выступления, возит в Москву, устраивает для них ангажементы с фирмами грамзаписи. Такая работа имеет самое прямое отношение к благородному делу – продвижению передового музыкального искусства».
Фестиваль дважды проходил в Москве, где публика всегда охотно воспринимает все новое и выходящее за рамки традиционных ритмов. В российской прессе «МОЖНО!» заслуженно назвали «долгожданным прорывом белорусской музыки на российскую сцену», в то время как в Минске о форуме говорили лишь единицы. Почему так происходит?
– У белорусов много скептицизма: мол, ну что свои музыканты могут показать нового? Поэтому фестиваль может закончиться как грандиозным прорывом, так и феерическим позором, – говорит Илья Черепко-Самохвалов, солист «Кассиопеи».
Среди коллективов, которые споют на «МОЖНО!», будут как начинающие, так и уже прославившиеся в альтернативной тусовке. Однако хэдлайнеров на фестивале не будет.
– По-моему, последнее время что-то происходит. Жить становится веселее, – рассказывает солистка «Серебряной свадьбы» Бенька. – Музыка преобразовывает нашу реальность… А еще в эту ночь у нас есть уникальный шанс попасть на концерты своих коллег бесплатно… А также мы поделимся друг с другом публикой. Получится фестиваль-салат!
Что можно ожидать от предстоящего культурного хеппенинга, мы спросили у признанного знатока белорусского шоу-бизнеса, музыкального критика Дмитрия Подберезского.
– Дмитрий Альбертович, почему в «Энциклопедии белорусской популярной музыки», составителем которой вы являетесь, нет групп, участвующих в «МОЖНО!»?
– Рукопись энциклопедии была сдана в печать в ноябре 2007 года, и на то время у них не было альбомов. К счастью, теперь есть. Я уверен, что в следующих выпусках мы расскажем читателям об этих талантливых людях.
– Как вы лично относитесь к группам Bo Promo?
– Буквально позавчера я слушал альбом «ПортМоне» – супер! Я думаю, это один из претендентов на звание лучшего диска года в нашей стране. А «Серебряная свадьба» в концертном варианте – это просто настоящий театр, причем весьма высокого уровня. «Кассиопею» я немножко «не догоняю», а у Rocker Joker – не совсем моя музыка…
– Творчество этих команд не подходит под классическое понимание отечественной музыки, скажем, белорусскоязычного рока 90-х…
– Считается, что наша музыка – это рок и фолк. Я же, например, космополит. Для меня главное – это оригинальность и высокий уровень исполнения. То же самое говорили про белорусское кино: мол, «Беларусьфильм» – это «Партизанфильм». Да нет же! Так же и в музыке надо разрушать традиции! Найдутся, конечно, скептики, начнут сравнивать эти группы, скажем, с английскими. А мне неинтересно, кто и что у кого заимствовал. Я доверяю своему опыту и могу отличить подделку от оригинала.
– У вас есть нарекания к белорусским музыкальным журналистам?
– А вы часто видите аналитические материалы о музыке? Едут к звезде, пишут, какая у нее кухня, какой йоркшир и какая у него кличка смешная… Причем это называется музыкальным материалом. К сожалению, попса проникает во все сферы жизни.
– Как же бороться с попсой?
– Не надо ни с чем бороться. Пускай цветут все цветы!
– Кто знает, может, через пару лет эти группы будут собирать стадионы… Хотя, пожалуй, у них такой цели нет.
– Вот именно! Это совсем другая культура. Она не разделяет людей на исполнителей и зрителей. Глаза в глаза! Что касается Саши Богданова, то он запросто мог бы стать директором какой-нибудь попсовой блондинки и великолепно себя чувствовать при этом. Однако нет – человек занимается серьезными вещами.

Екатерина ГАБЫШЕВА