Культура и искусство

Жесткий портрет времени

Жесткий портрет времени
Жесткий портрет времени

К номеру:   ()


01 Января 2010 года

Вручены премии победителям самого масштабного фестиваля авторского документального кино «Артдокфест» и Национальной премии в области неигрового кино «Лавровая ветвь». Фильм Андрея Грязева «Саня и воробей», повествующий о судьбах людей, приехавших в столицу на заработки, по единодушному мнению членов жюри – культуролога Даниила Дондурея, тележурналиста Марианны Максимовской и театрального режиссера Анатолия Васильева, получил главный приз «Артдокфеста».
Лучшим полнометражным фильмом была названа картина Марии Кравченко «Части тела» – о чеченской футбольной команде инвалидов. Среди короткометражных лент победила работа Алексея Горелика «Долгая дорога домой» – шутливая зарисовка о никак не заводящемся тракторе и так и не доехавших домой сельчанах.
Президент фестиваля Виталий Манский отметил, что документальные ленты изменились за последнее время, в центре их внимания оказались обычные люди с их повседневными заботами и надеждами на более достойную жизнь.
Безусловно, подобные ленты заставляют задуматься о причинах безразличия власти к проблемам маленького человека, в том числе и к ситуации, в которой оказались эти несчастные работяги в фильме «Саня и воробей». Но почему-то в обществе с куда большим энтузиазмом обсуждаются «сложности жизни» так называемых звезд или притеснение русского языка на Украине, все что угодно, кроме насущных социальных вопросов. А ведь проблема трудовых мигрантов крайне злободневна. Полное бесправие, жуткие бытовые условия, невыплата зарплаты, несоблюдение КЗОТа как бы никем не замечаются и всячески замалчиваются. В результате любой протест грозит немедленным увольнением или даже более печальными последствиями. Остается только, как говорил Жванецкий, долго биться головой о стенку, выругаться матерно и поскорее вернуться, как Саня, домой в Тульскую область. Круг замкнулся.
Впрочем, не все так мрачно.
В России всегда были свои подвижники и праведники, не жалеющие ни времени, ни сил на разрыв этого порочного круга, на преодоление социальной катастрофы. Пример тому – фильм Мансура Юмагулова «Преодоление», удостоенный специального приза жюри. Это лента об удивительном человеке, профессоре одного из московских вузов, пятикратном чемпионе СССР по самбо – Глориозове Евгении Леонидовиче. Много лет он проводит Всероссийскую спартакиаду по самбо среди воспитанников детских домов, интернатов и кадетских корпусов. Лучшая команда получает право провести лето на Белом море, в краю русских поморов. Там они не только тренируются, но и учатся жить в семье, окруженные заботой, вниманием и добротой. Своими методами педагог добивается фантастических результатов в установке правильных жизненных ориентиров у ребят.
Вместе с тем зрителям была предоставлена возможность увидеть лучшие документальные ленты фестиваля IFDA в Амстердаме, фильмы, созданные на основе кинохроники, программу «Выбор Дондурея» (составлены председателем жюри), а также огромную внеконкурсную программу «Среда», затрагивающую темы, интересующие российскую документалистику. Среди этих работ были и две белорусские ленты – «Робинзоны с Мантсинсаари» Виктора Аслюка, о двух стариках, единственных жителях острова Ладога, и «Главная роль» Виталия Любецкого – о возвращении к жизни из наркотического дурмана талантливой девочки, ставшей, несмотря на диагноз ВИЧ, матерью двух детей.
Фондом Эдуарда Сагалаева были отмечены и денежно поощрены две блистательные картины – «Глубинка 35*45» Евгения Соломина, рассказывающая о жизни в сибирской деревне. Фильм увиден глазами фотографа, снимающего жителей для паспортов нового образца, и «Революция, которой не было» Алены Полуниной – о политической коалиции «Другая Россия». В фильме показана хроника борьбы радикальной оппозиции, прежде всего НБП, на последних президентских выборах. В главные персонажи нацболы были выбраны неслучайно. «Они самые активные ребята, – отметила режиссер, – действуют с 1997 года. У них сложилась огромная школа уличной борьбы, появился опыт подполья, а остальные политические «новообразования» совершенно аморфны и инертны. Но иллюзий нет, эти ребята – не альтернатива правящей партии». Тем не менее партия Эдуарда Лимонова была запрещена, остались три внесистемные оппозиционные партии, которые также вряд ли смогут в ближайшее время повлиять на серьезные политические преобразования в нашей стране. Кстати, недавно эта картина как лучший документальный фильм 2009 года получила приз Национальной премии кинокритики и кинопрессы «Белый слон».
Всего на фестивале было показано 90 картин, которые посмотрели более 20 тысяч зрителей. Задача «Артдокфеста» – продвижение к зрителю авторского документального кинематографа – по-моему, успешно выполнена.

Наталья АКСЕНОВА
Фото автора