Культура и искусство

Куда приплывем на пиратском корабле?

Куда приплывем на пиратском корабле?
Куда приплывем на пиратском корабле?

К номеру:   ()


01 Апреля 2010 года

В Гатчине провели XVI Российский кинофестиваль «Литература и кино»

И с какой стороны ни посмотри, а Гатчинский фестиваль вполне мог претендовать на культурное мероприятие «для интеллектуалов». И по подбору программ, и по уровню всевозможных обсуждений, и по числу приглашенных кинематографистов, не говоря об имперских замашках вообще, – тень Павла I витает над городом, и императорских дворцов поблизости немерено. Правда, в этом году наших звезд не было видно. Судя по всему, стояли перед выбором. Почетной гостьей форума была Катрин Денев, и это она возвестила городу и области о начале фестиваля полуденным выстрелом из пушки с Нарышкина бастиона Петропавловской крепости, а вечером открыла в гатчинском кинотеатре «Победа» ретроспективу «Гении и злодеи французского кинематографа» в честь Года Франции в России.
На кинопоказах и обсуждениях, явно или завуалированно, муссировалась тема – кино убивает литературу или способствует ее продвижению. И подспудно задавался вопрос: что считать хорошей экранизацией? Если говорить о неигровых картинах, то, думаю, каждый согласится, что «да, кино способствует». Фильмы, посвященные Пушкину, Льву Толстому, Олеше, Набокову, Твардовскому, даже неудачные, всегда привлекут зрителя. Но классикам в Гатчине, в том числе и Чехову, отмечающему 150-летие («Загадка Чехова» Сергея Головецкого и Евгения Цымбала, «Остров Чехов» Сергея Садовского), не очень повезло. В документалистике прорвались поэты самобытные, но сгинувшие в безвестности – «русский Франсуа Вийон» Аркадий Кутилов («Москва придумает меня» Александра Фетисова), «криволинейный» Николай Глазков («Я гений Николай Глазков» Алексея Бурыкина, спецпоказ) и ленинградец Олег Григорьев («Портрет «под мухой» Елены Ласкари) – признан жюри лучшим. И это о многом говорит – бомжеватое существование талантливых людей само по себе было материалом непознанным, который «шел в руки». А вот тот, кто сможет выдать откровение о Чехове, похоже, еще не родился в России, а отговорка «Чехов непознаваем в кино» уже появилась. Хотя лично мне показалось, что в фильме «Три жизни поэта» Юрия Кузавкова (об Александре Твардовском) найдены очень верная нота и темпоритм, чтобы поведать об этом великане русской поэзии, и единственно верный голос за кадром – Владислава Галкина – читающий текст от имени героя. В течение многих лет о Твардовском молчали, фильм снят к 100-летию поэта и проливает свет на «белые пятна» в его биографии. В жюри же на заключительной пресс-конференции раздались такие возмущенные возгласы, словно жизненная драма поэта давно изложена в учебниках.
На «круглом столе» долго спорили о взаимодействии «текста письменного и визуального», в котором участвовали писатели, кинематографисты и библиотекари. Патриарх советского и российского кино Игорь Масленников, автор пяти знаменитых фильмов о Шерлоке Холмсе, высоко оцененных англичанами, и не очень любящий, когда говорят об этом, кроме Конан Дойля, снимал кино по произведениям Пушкина, Марка Твена, Леонида Андреева, Веры Пановой. Он участвовал в конкурсе заключительным фильмом из трилогии по А.Н. Островскому – «Банкрот» и дал настоящий мастер-класс по этой теме.
Режиссер доказал, что успеху экранизации равно способствует как свежий взгляд (его сценаристы открыли второго героя Ватсона, мимо которого проскакивали все), так и традиционное следование тексту («Пиковая дама» была буквально прочитана Аллой Демидовой и напомнила зрителям, что повесть Пушкина – это не опера Чайковского). А порой и съемки «наизнанку», как в фильме о террористе по рассказу Леонида Андреева, поражают всех.
Трилогия по Островскому включает в себя фильмы по пьесам «Волки и овцы», «Доходное место» и «Свои люди – сочтемся» и, понятное дело, выводит на чистую воду современных олигархов-бизнесменов, только и ищущих случая, кого бы в яму свалить. В «Банкроте» – прекрасный актерский ансамбль: Нина Усатова, Лия Ахеджакова, Леонид Кулагин. Неслучайно и Янина Лакоба-Липочка получила приз за лучшую роль второго плана. Но в целом фильм получился слишком «громким» и театральным.
Писатели сетовали, что кино «начинает разрушать литературу», кинематографисты «помешаны на славе и деньгах», поддаются «диктатуре формата», и никакие литературные премии «не перекроют ТВ-успеха» (автор нескольких биографий в серии ЖЗЛ, лауреат крупных литературных премий Алексей Варламов). Главный редактор издательства «Молодая гвардия» Андрей Петров сказал, что «книжный рынок словно взбесился, после «Дневного дозора» все хотят «Тамерлана», а не Пришвина и Алексея Толстого». А режиссер Константин Лопушанский добавил, что «чем больше в сценарии выразительности в плане литературном, тем меньше он похож на сценарий». И рассказал, как на съемках фильма по «Гадким лебедям» Стругацких услышал от писателя: «Чем дальше уйдете от книги, тем будет лучше». В результате кино получилось – «по прочтении», а любители фантастики долго негодовали. И, похоже, формула была найдена, когда Евгений Цымбал напомнил о «Сталкере» Тарковского, которому авторы говорили то же самое: «Уходите как можно дальше». Что это было, как не мудрое осознание писателями того, что «кино – другое искусство».
Но на гатчинском фестивале не было экранизаций, сделанных по этой формуле. Зато был блистательный Чехов, представленный уже раскрученным на фестивалях фильмом Карена Шахназарова «Палата №6», «абсолютно уникальное кино», по мнению председателя главного жюри Дмитрия Месхиева. Вроде бы близко по тексту, только время другое, но как страшно и сколько правды (Гран-при «Гранатовый браслет», а также приз за лучшую мужскую роль Владимиру Ильину).
Увы, на заключительной пресс-конференции члены жюри во главе с Месхиевым очень ругали отборщиков, сваливших «в один котел» мейнстрим, экранизации, артхауз, развлекательное кино, а также работы студентов. На следующий год от отборщиков ждут четкой градации, где обязательно должна появиться исчезнувшая линейка «фильмов для детей», а в этом году приз за дебют получила Яна Поляруш («Видримасгор»), а спецнаграды – выпускник ВГИКа Сергей Казачинский за «Смотрины» и выпускница СПбГУКиТ Наталья Беляева – за «Долгую прогулку навсегда». Лучшими были названы: режиссер Ирина Евтеева («Маленькие трагедии»), оператор – Андрей Найденов («Кислород»), композитор – Ольга Петрова («Татарская княжна»), актриса – Алиса Фрейндлих («Полторы комнаты, или Сентиментальное путешествие на родину»). Приз зрительских симпатий получила картина «Верую!» Лидии Бобровой (по рассказам Шукшина).
Вице-губернатор Ленинградской области Олег Уткин на открытии фестиваля вручил Катрин Денев приз за выдающийся вклад в кинематограф, а также звезде мирового кино подарили золотое кольцо с раухтопазом, инкрустированное бриллиантами, авторской работы ювелира М. Савостьянова. Не забыли и о своих. Народные артистки России Татьяна Пилецкая и Лариса Малеванная на закрытии были отмечены «специальными» наградой и призом.
Александр Адабашьян и Анна Чернакова презентовали на фестивале новый проект «Смерть в пенсне, или Наш Чехов», интереснейшую встречу со зрителями провел Альберт Филозов, представлявший свой чеховский фильм 1976 года «Смешные люди». Конечно, без звезд фестиваль был пуст, как и без писательского десанта. Их места в Гатчине должны разделяться поровну.
На «круглом столе» немало говорили и о развлекаловке, заполонившей экраны (entertainment). Масленников заметил, что весь прокат в России взят под контроль американскими корпорациями. «Вот почему священно дорого то, чем занимается этот фестиваль. Вся надежда на творческую интеллигенцию в нашем цехе, которая увидит наконец, что людей волнует искусство переживания, театральные-то залы забиты. А со зрителем надо работать», – заключил режиссер. И рассказал, что кастинг в переводе – отбор команды на пиратский корабль, когда один слегка прихрамывает, а второй косоглаз… «Примерно так сейчас подбирают актеров. И куда мы приплывем на этом пиратском корабле?..» «Не так все апоплексично», – успокаивал участников «стола» кинокритик Сергей Лаврентьев. Но вопрос, с меткостью заданный мастером, витал в воздухе.

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Гатчина Ленинградской области – Москва