Культура и искусство

Уроки добрым молодцам

Уроки добрым молодцам
Уроки добрым молодцам

К номеру:   ()


01 Июля 2010 года

Гран-при 32-го Московского Международного кинофестиваля вручили венесуэльскому фильму «Брат»

Впервые за время существования фестиваль проводился в дни рекордной жары в столице. Асфальт плавился, но залы кинотеатра «Октябрь» были переполнены. И на заключительном брифинге с журналистами президент фестиваля Никита Михалков отрапортовал, что за 9 дней более 120 тысяч зрителей посмотрели около 340 фильмов (из них чуть больше половины зрителей посмотрели фильмы российского производства). При этом в Москве побывало около 500 иностранных гостей. Французская нота на фестивале была ощутима изначально – пере-
крестный Год Франции – России. Фильмами открытия и закрытия стали ленты из Франции. Москвичи с радостью приветствовали Клода Лелюша с его новой картиной «Женщина и мужчины», премьера которой на родине автора состоится только три месяца спустя. В Москве всегда рады видеть человека, который имеет прямое отношение к шедевру Михаила Калатозова «Летят журавли». Тогда, 53 года назад, Лелюш снимал документальное кино о съемках «Журавлей», попутно беря уроки у мастера. Потом сумел порекомендовать картину Каннскому фестивалю, и ее взяли в конкурс. Продолжение знают все – Золотая Пальмовая ветвь фильму (первая и пока единственная в России).
Именно тогда Лелюш влюбился в кинематограф, да и с главной темой своих поисков определился. «Для меня любовь как бензин, который заливают в бензобак, – признался мастер. – Своей жизни без любви я не мыслю». В новом фильме он словно подводит итоги своей деятельности, и героиня Одри Дана для него больше, чем просто женщина, которая любила и которую любили. Она сама и есть его Любовь, Родина и Мечта. Клод Лелюш был награжден на открытии призом за вклад в мировой кинематограф.
Жюри основного конкурса возглавил его земляк Люк Бессон, порадовавший всех «Необычайными приключениями Адели». Мумии из Лувра, разгуливающие по Парижу ночами, летающие птеродактили и легкомысленная героиня Луизы Бургуэн, журналистка в духе комиксов Жака Тарди – это, скорее всего, то, о чем и мечталось зрителю в зловещем мареве зноя. Правда, конкурсный фильм французов – «Это начинается с конца», представленный семейной парой Михаэля Коэна и Эммануэль Беар, вряд ли сказал новое слово «о свойствах страсти», но «французская женщина», когда-то отмеченная в Москве как лучшая актриса, на закрытии по праву получила приз Станиславского «Верю!».
В разных программах фестиваля можно было посмотреть фильмы трех патриархов французского кино – ретроспективу Клода Шаброля, фильмы Жана-Люка Годара и Алена Рене. Жанну Моро, Натали Бай и Фанни Ардан мы увидели в красивейшем фильме призера Венецианского фестиваля, тайваньца Цай Минляна – «Лицо». И совершенный шедевр – «Океаны» – показал зрителям в программе документального кино «Свободная мысль» всемирно известный француз Жак Перрен. Посмотрев этот фильм, вы будете жить с сознанием, что будни и праздники обитателей океанов продлятся до тех пор, пока вы с сотоварищами, лично вы, будете их охранять и не дадите погибнуть. Экран напоит вас такой красотой, что никакой негатив не достанет вас в ближайшие дни, а то и недели.
* * *
Собственно, программа основного конкурса, как и «Перспектив», с первых показов убедила в том, что на 32-м ММКФ главным действительно было кино. Внимательный зритель уже на третий-четвертый день обнаружил то, с чем можно сверять часы, – венесуэльский фильм «Брат» Марселя Раскина (Гран-при жюри, «Слон» от критиков и приз зрительских симпатий). Хотя конкурс разворачивался причудливо: что ни день, то новый ответ братьев по соцлагерю – России. Обилие этих «ответов» порой просто пугало. В самом деле: «Как рай земной» Ирены Павлазковой (Чехия, лучшая женская роль Вилме Цибулковой) – о жизни чешских диссидентов в преддверии 1968 года и «Берлин, Боксхагенер Платц» Матти Гешоннека – о революционных событиях в западной части Берлина (за несколько лет до этого разделенного стеной). «Последний донос на Анну» Марты Мессарош – о жизни в эмиграции Анны Кетли, боровшейся с социалистическим режимом и правительством Яноша Кадара, и польская «Розочка» Яна Кидавы-Блоньского – о борьбе с врагами коммунистического режима в Польше. Ответы – один жестче другого, фильм «Катынь» Анджея Вайды словно открыл шлюзы, России оставалось только каяться и кланяться.
Призом за режиссуру жюри наградило режиссера «Розочки», где студентка, завербованная женихом-гэбистом, соглашается следить за профессором университета, известным писателем. Но влюбляется в него, а проклятый коммунистический режим губит всех и вся. Ян Кидава-Блоньский принял награду с энтузиазмом и заявил, что привез новую версию Барбары Брыльской в Россию (Магдалена Бочарская). Но сравнения с «нашей Надей» у журналистов Магдалена не выдержала.
Поляки вообще преуспели в разработке темы – и в «Перспективах» взяли главный приз за картину «Реверс» Борыса Ланкоша – дебютанта в полном метре. На этот раз «Розочка» ведет себя нестандартно. Возможно, ввиду отсутствия красоты и сексапильности. Получив от кавалера предложение «сотрудничать», Сабина отравляет его, а потом вместе с мамой-аптекаршей растворяет тело в кислоте. Этот пассаж тут же заставил критиков вспомнить творения Тарантино и братьев Коэнов. Но в черной комедии Ланкоша припасен еще один ход – кости бедного гэбиста героиня прихоранивает в котловане, в котором вот-вот заложат фундамент сталинской высотки (на дворе 50-е). А реверс – обратный ход – заключается в том, что сыну, родившемуся от неудачливого вербовщика, Сабина рассказывает историю о черном воронке, увезшем героя-папу в одну из ночей.
Картину Ивайло Христова «Следы на песке» (Болгария) можно было бы поставить в ряд с этими работами, но когда в эмиграции, где герой ищет долю, его спрашивают, за что его исключили из школы, он отвечает правдиво: «За хулиганство». «За политику», – подсказывают ему, но Слави знает, что судьбу обретают, посеяв однажды поступок, а потом – характер, из сложного триединства она и рождается. Спецприз жюри и приз за лучшую мужскую роль (Ник Хелилай) получил полнометражный дебют Йоханнеса Набера «Албанец». Все за тот же поиск доли, в котором вроде все средства хороши. А вроде и нет… Ник Хелилай во всеуслышание объявил, что этим призом ММКФ снискал себе славу фестиваля, повернувшегося лицом к молодым.
Вторая половина конкурса, как и обещал программный директор Кирилл Разлогов, была с латиноамериканскими корнями. И здесь зрители с удовольствием встретились с лентой Отмана Карима, призера ММКФ, «Дорогая Элис» (Швеция), с картиной классика югославского кино Срджана Карановича «Беса», где исполнителю главной роли Мики Манойловичу прочили приз. Как всегда, интересен был дебют румынов – «Разные матери» Михая Ионеску и Тибериу Иордана. Фильм снят в минималистской манере, где киношники в течение суток ловят удачу на вокзале. Болтают о разном, но больше почему-то о матерях. Из коротких реплик вырастают целые миры взаимоотношений молодых мужиков с мамами, и какие же они разные. А в финале ставится жуткая точка. Сама госпожа Реальность приходит к документалистам в гости. Полицейские просят их показать пленку и обнаруживают на заднем плане доказательство убийства. А девушка всего-навсего пытается оставить в автоматической камере хранения чемодан
(с останками матери). Румыны сняли кино по реальной истории, произошедшей с Кшиштофом Кислевским. Пережив шок, режиссер навсегда оставил документальное кино. Да еще и заявил, что игровое кино «более правдиво отражает жизнь».
Россию представлял в конкурсе фильм Юрия Шиллера «Воробей», настоящая поэма на деревенскую тему. И какое же было отдохновение глазу увидеть зеленые сибирские просторы, табун лошадей и проникнуться на этом фоне историей семейства благородных деревенских людей, где и дед, и отец Воробьевы отвечали всегда за коней. Конфликт ожидаем – табун держать все накладней, особенно когда деньги на зарплату потрачены на свои нужды, и председатель сельсовета решает продать коней на мясо. У деда-конюха едва не инфаркт, отец тоже в растерянности, но ранним утром на деревянном мостике первой машине с лошадьми дорогу преграждает 10-летний малец.
Кричит: «Стой, застрелю!» И дедову винтовку охотничью на-
ставляет. Перед напором Воробья сдается сам председатель. Как говорится, сказка ложь, да в ней намек… А извлекать «уроки» добрым молодцам давно пора. Юрий Шиллер, известный новосибирский документалист, призер множества международных и отечественных фестивалей, знает об этом как никто. Русский по тональности, душевный, пронзительный фильм, своего рода брат венесуэльскому «Брату» – победителю.
Кроме двух конкурсов на фестивале показали около 20 внеконкурсных программ и несколько ретроспектив. Особо привлекли зрителей документальная «Свободная мысль» и «Интонация» Александра Сокурова. В «Гала-премьерах» показали «Брестскую крепость» Александра Котта – первый проект Союзного государства. Смотреть этот фильм было также тяжело, как когда-то «Иди и смотри» Элема Климова. Но не смотреть его было невозможно. Съемочную группу во главе с продюсерами Игорем Угольниковым, Рубеном Дишдишяном, Владимиром Заметалиным можно поздравить – они вовремя подхватили эстафету из рук писателя Сергея Смирнова.
Никита Михалков отметил, что в этом году заметен всплеск интереса к российскому кино, что само по себе радует. В день закрытия Российской программы в Доме кино показали три замечательных фильма – «Фонограмму страсти» Николая Лебедева, «Воробья» Юрия Шиллера и «Человека у окна» Дмитрия Месхиева. Когда на брифинге Михалкова спросили, возможно ли, чтобы фильмами открытия и закрытия на ММКФ были русские картины, он задумался. И произнес: «Красивый вопрос. Будем думать…»

Нина КАТАЕВА