Культура и искусство

Ни сантиметра без ностальгии

Ни сантиметра без ностальгии
Ни сантиметра без ностальгии

К номеру:   ()


01 Июля 2010 года

В Витебском арт-центре Марка Шагала презентовали книгу председателя Национальной комиссии по делам ЮНЕСКО Владимира Счастного «Художники Парижской школы из Беларуси». Сегодня их произведения продаются на аукционах по рекордным ценам. – Книга писалась 9 лет, а еще дольше собирался материал, – признался Владимир Счастный. – Еще в советское время, когда я служил в войсках ВДВ, мне попался каталог выставки французской живописи 1927 года в Москве. С удивлением я заметил, что половина парижских художников были родом из России, а четверо имели белорусские корни – Мещанинов, Шагал, Кикоин и Кремень.
Но тогда не принято было говорить о гениях, покинувших родину, в частности о Шагале. В Витебске не издавалась литература о Парижской школе. Единственную книгу – «Люди. Годы. Жизни» Ильи Эренбурга – Счастный прочел с большим интересом. Став работником Министерства иностранных дел (с 1995-го по 2000 год Владимир Григорьевич был послом Республики Беларусь в Великобритании), он объездил многие города мира и везде интересовался представителями Парижской школы. В Нью-Йорке купил книгу о Хаиме Сутине: судьба художника потрясла дипломата, в белорусской газете «Голас Радзімы» появилась первая статья о Сутине, родившемся в бедной многодетной семье в Смиловичах. В Беларуси заговорили о феноменальных художниках, покоривших Париж, а значит, и весь мир.
В своей книге Счастный собрал материал о 14 мастерах Парижской школы белорусского происхождения и выстроил эссе в хронологическом порядке. Для него были важны малейшие детали в биографиях художников, но особо интересовали их пристрастия.
– Их эксперименты, как и сама жизнь, порой шокировали, – пишет Владимир Григорьевич. – Но тем самым они спасали искусство от рутинного академизма, от пошлости и слащавости.
Парижская школа зародилась в начале ХХ века и связана с появлением так называемого «Улья», в сотах-мастерских которого обитали художники. «Ульем» стала «Вилла Медичи», которую в 1902 году приобрел скульптор Альфред Буше в переулке Данциг в центре Парижа. Странное строение крыши напоминало китайскую шляпу, и сегодня оно привлекает взоры любознательных туристов. Здесь, в прежних мастерских художников, заваленных подрамниками, ждущими холстов и красок, никаких признаков богемной жизни. Париж в начале ХХ века стал Меккой для Пикассо, Леже, Сутина, Модильяни, Шагала. Среди первых обитателей «Улья» из России – скульптор Александр Альтман.
Марк Шагал, арендовавший здесь в 1912 году одну из самых больших и светлых студий на верхнем этаже, впоследствии скажет: «В «Улье» можно было либо умереть, либо уйти оттуда знаменитым». Автор книги подробно рассказывает об основных жизненных вехах знаменитого художника, о деятельности Дома-музея Шагала в Витебске. Шагал писал в 1934 году: «Звание «русский художник» значит для меня больше, чем любая международная слава. В моих работах нет ни одного сантиметра, в котором не было бы ностальгии по родине».
По-разному складывались судьбы творцов. Хаим Сутин был десятым ребенком в семье смиловичского портного (Смиловичи – в 30 км от Минска). Он рисовал углем на печи, пока не стащил две сковороды и не выменял их у старьевщика на карандаши. Отец отправил мальчика в Минск постигать азы сапожного дела, но шурин Сутина определил его в ученики к фотографу. А когда в 1906 году в Минске открылась рисовальная школа, судьба будущего художника была предрешена. В Париже Сутин сдружится с Амедео Модильяни, с которым они будут эпатировать публику. После смерти Модильяни Сутин создал картину «Пирожник в голубом колпаке», которая принесла ему мировую известность. В Беларуси о Сутине заговорили совсем недавно. В Смиловичах открыли музей, о котором известный художник-эмигрант Борис Заборов сказал, что это самое большое доказательство перемен, наступивших в Беларуси.
Михаил Кикоин родился в Гомеле. В парижском «Улье» он пробыл 15 лет, пока его картины не стали успешно продаваться в галереях и салонах. Он умер в своей же мастерской на улице Брезэн в Париже в 1968 году. Оскар Мещанинов родом из Витебска, выходец из купеческой семьи, начальное художественное образование получил в рисовальной школе Юрия Пэна. Его скульптурные работы экспонировались в 1915-1916 годах в Петрограде. Он путешествовал по Бирме, Сиаму и Камбодже. Умер в Лос-Анджелесе в 1956 году. Надежда Ходасевич родилась в деревне Осетищи Докшицкого района. В начале Первой мировой войны эвакуировалась в Тверскую губернию. В 1921 году она поступила в Варшавскую академию искусств, позже посещала академию живописи Фернана Леже. В 1952 году вышла за него замуж. В 1970-м художница посетила родную Беларусь и передала в дар некоторые свои произведения.
– Собрать материал о художниках было самой сложной работой, – говорит Владимир Счастный. – Я встречался с их родными, знакомыми, чтобы по крупицам восстановить биографические данные, создать путеводитель Парижской школы.
Безусловно, автором двигали патриотические чувства, он хотел, чтобы в Беларуси узнали как можно больше о Парижской школе. А значит, и о скромных выходцах из Беларуси, ставших великими художниками.

Светлана ДЕДИНКИНА