Культура и искусство

Душу уносит волшебная сила...

Именно этой поэтической строкой Фета определен камертон мастер-классов «Союзное государство – юным талантам XXI века»
Душу уносит волшебная сила...
Душу уносит волшебная сила...

К номеру:  38 (335)


26 Августа 2010 года

Мастер-классы для школьников и студентов творческих вузов из России и Беларуси прошли с 16 по 23 сентября в ЦМШ при Московской консерватории. В Москву приехали 40 ребят из Беларуси и столько же из 10 городов России.

В ЦМШ в течение этой недели все напоминало обстановку перед экзаменами. В классах шли открытые уроки по пяти специальностям. Ребята с воодушевлением занимались с московскими педагогами, среди которых было два профессора Московской консерватории. Многолюдно было в классе Валерия Владимировича Пясецкого. За роялем – Данила Шведко из липецкой музыкальной школы №6. За ученика переживает педагог Ольга Васильевна Поташева. Отрабатывают «Жаворонка» Чайковского. Данила играет уверенно, но трель жаворонка у него не получается. Один-два совета педагога – и ученик тут же «ловит» правильное движение.
Урок невероятно сконцентрирован. Педагог слышит все – и «сомнительную» ноту, и то, как ученик меняет педали, видит, что он зажимает плечи. Успевает уточнить у Данилы, что такое expressivo и morendo, показывает, как играть «тише и легче», и к концу урока Данилин жаворонок уже не напоминает «орла».
И так в каждом классе – педагог ЦМШ Александр Вениаминович Ревич  обучает  игре  на  скрипке  11-летнюю Машу Голованову из Армавира, осваивающую «Размышления» Чайковского. Идет серьезная работа над звуком. Пассаж повторяется много раз, и только после того, как педагог спрашивает ученицу, помнит ли она, какой звук издают полозья санок, проехав вместо снега по асфальту, «скрежет» у скрипачки исчезает.
С пианистами и скрипачами занимаются педагоги ЦМШ Тамара Леонидовна Колосс и Татьяна Анатольевна Полозова. Первокурсница Гимназии-колледжа искусств им. Ахремчика из Минска Ангелина Денисова рассказала, что совсем по-другому стала воспринимать произведения, которые играет, например «Покинутую Дидону» Тартини,  после того, как Татьяна Анатольевна образно рассказала ей, о чем, собственно, написал композитор.  С виолончелистами и гобоистами после двухгодичного перерыва работают заслуженный артист России, доцент Московской консерватории Кирилл Владимирович Родин и преподаватель ЦМШ и консерватории Филипп Викторович Нодель. В классе Ноделя, шутили организаторы, порой разворачивались настоящие столярно-слесарные работы, педагог знакомил будущих гобоистов и с тем, как ремонтировать инструмент. В этом году впервые обучали игре на трубе. У профессора консерватории Вадима Алексеевича Новикова не было отбоя от желающих. Это заметили все зрители отчетного концерта в зале «На Кисловке» интерната ЦМШ. Трубачи играли на концерте вдохновенно.
Музыканты отчитывались дважды – на торжественном закрытии мастер-классов, на котором присутствовали представители Постоянного Комитета Союзного государства, ребята дали еще один концерт в Камерном зале ЦМШ. «Если бы вас спросили, что нужно делать, чтобы воспитать величайших музыкантов своего времени – пианистов и скрипачей, что бы вы ответили?» – спросила я А.В. Ревича. «Величайших не величайших, – ответил Александр Вениаминович, – но в искусстве наша школа имеет международное значение, особенно скрипачи. Знаете ли вы, что половина ведущих педагогов-музыкантов в мире говорят по-русски или окончили Московскую консерваторию?!»
А отчетом юных художников стала выставка в фойе ЦМШ. В основном это акварели, но есть и работы маслом и графические листы.  На пленэр в этом году выезжали в Царицыно и Коломенское.
– Выезжая на архитектурную площадку, уже ставишь перед учащимися задачу, – говорит профессор Белорусской академии искусств Михаил Борозна. – Как они справятся с привязкой к архитектуре, природно-ландшафтной среде, как решат композиционные задачи, разберутся с тоном и цветом.
Евгения Чистого в Царицыне, как и многих, поразил царский дворец, привлек своей красотой парк. Лене Ёркиной запомнилось, как она долго ходила по площадке в поисках точки опоры, а потом удачно «взяла» перспективу, связав ее облачком с куполами храма.
– Когда ребята приезжают в живописное место, они разбредаются по творческим интересам, и мы осуществляем только общее руководство, – комментирует доцент Художественно-промышленного университета им. Строганова Андрей Родионов. – И если в Царицыне учащиеся приобщались к архитектуре великого Баженова и Казакова, то в Коломенском им открылась вот эта великолепная панорама, и они уже никуда не ушли.
Почти на всех этюдах в разных ракурсах возникает церковь Вознесения Господня XVI века – одна из первых каменных шатровых построек на Руси, Передние и Задние ворота, Водовзводная башня. И только Владислав Петручик из Минска, который «не любит писать то, что  пишут другие», написал львиц, стерегущих вход в царские покои.
И вот Андрей Родионов и Михаил Борозна проводят экскурсию по юбилейной экспозиции в фойе ЦМШ. Неожиданно для самих себя,  в нарушение правила не давать оценок ученикам, говорят, что из Лены Ёркиной может получиться хороший график, из Юли Антонюк – сценограф, а у Тани Мозгуновой – «интересные задатки акварелиста». Владислав Петручик, отмечают педагоги, уже умеет решать серьезные задачи живописца. Кем станет экспериментатор Александр Кудряшов, придумавший пропитывать листы перед началом работы желатином, сказать пока трудно.
Своего рода звездой уже стала 11-летняя Настя Соколова из Анапы. В июне она поступила в Московский академический художественный лицей  при Российской академии художеств. Рекомендовал ее сам ректор Строгановской академии Александр Николаевич Стасюк. Он увидел работы Насти в репинском Здравневе, где проходил пленэр, и посоветовал их отправить в Витебский музей.
На пленэре ребята выполнили по несколько работ. Немало этюдов сделано по собственной инициативе – узнаете башни Московского Кремля, купола Храма Христа Спасителя, церкви на Китай-городе. Что-то они увезут с собой, а что-то войдет в фонд мастер-классов и, возможно, украсит в будущем каталог или альбом юных талантов XXI века.                
Педагоги-живописцы, как и музыканты, высоко оценили инициативу Постоянного Комитета Союзного государства, Минкультов России и Беларуси. «Полностью разделяю это мнение, – сказала Татьяна Шевцова, преподаватель по классу скрипки из Перми, заслуженный работник культуры России, Учитель года Фонда В. Спивакова в этом году. – В Москве ребята встречаются с преподавателями, отдающими им душу. Но эти встречи полезны и нам, это всегда встряска, возможность повысить собственный творческий уровень. Бывает, что  своего педагога ребята перестают слышать, а другой о том же самом скажет другими словами – и они откликнутся. Так, Полозова пробуждает эмоциональную составляющую успеха. «Сыграй бархатным звуком», – говорит она, и это действует безотказно. Или предлагает представить ученику, что у него в руках шар именно такого цвета, какой он хотел видеть. И это снова действует. У Ревича – тонкое знание всех стилевых особенностей игры на скрипке. С 15-летней ученицей педагог разговаривает в другой системе координат, воздействуя на ее чувства, мысли, знания, – и снова метод работает».
Мастер-классы на высоком уровне были организованы Международным центром фестивалей (Москва) и Отделом по работе с талантливой молодежью Белорусского университета культуры. Все ребята отметили это и благодарны за заботу.
Сердечно поблагодарил педагогов, организующих работу мастер-классов, Госсекретарь Союзного государства Павел Бородин: «Огромное спасибо за ваш благородный труд, терпение и настойчивость. Ваш педагогический талант и одержимость в поисках и воспитании тех, кто будет представлять всему миру искусство и культуру Беларуси и России в будущем, заслуживают самой высокой оценки и признания». Заместитель Госсекретаря Сергей Шухно особо подчеркнул: «Важно то, что мастер-классы для учащихся музыкальных школ «вылились» в создание Молодежного симфонического оркестра Союзного государства. Коллектив дважды гастролировал за рубежом: в прошлом году – в Германии, а этим летом – в Италии».

Нина КАТАЕВА