Культура и искусство

Под знаком Гоголя

Под знаком Гоголя
Под знаком Гоголя

К номеру:  43 (340)


24 Сентября 2010 года

Сентябрь в Киеве был полон культурными событиями. В первую очередь благодаря проводимому в четвертый раз в столице Украины ежегодному международному мультидисциплинарному фестивалю современного искусства ГОГОЛЬFEST.

В этом году фестиваль переехал на Киностудию им. А. Довженко. Территорию Художественного арсенала, которую было обжил ГОГОЛЬFEST в предыдущие годы, забрали под предлогом крупно- масштабного ремонта. Как бы то ни было, но в очередной раз фестиваль доказал собственную жизнеспособность, когда вопреки препятствиям и отсутствию финансовой поддержки со стороны государства он не только продолжается, но и набирает силу.
В прошлые годы в распоряжении фестивальных участников и публики пребывали помещения одного здания – громады Арсенала (бывшего военного завода), что обеспечивало компактность и быстроту перемещения от одного арт-проекта к другому. Теперь же фестиваль на неделю освоил практически всю территорию киностудии, которая, к слову, занимает площадь более 17,5 га и впервые за свою 80-летнюю историю открыла двери для широкой публики. В результате жадный до искусства зритель и слушатель вынужден был побегать между съемочными павильонами, выполняющими функции театральных и концертных площадок. Но такие пробежки стояли усилий – программа была невероятно насыщенна, ведь рассчитана была изначально на двадцать дней, а в результате ее пришлось уместить в восемь. Как и раньше, фестивальная программа в зависимости от «дисциплины» была разделена на блоки: театр, музыка, кино и визуальное искусство.
Театральная феерия
Учитывая, что отец ГОГОЛЬFESTа – главный выдумщик и организатор, театральный режиссер Влад Троицкий, то традиционно театральная программа на фестивале очень сильная и со стороны принимающей стороны, и со стороны приглашенных гостей. Напомним, ГОГОЛЬFEST – фестиваль современного искусства, поэтому приглашаются театры новаторские. В этом году фестиваль открывался на главной площади страны – Площади Независимости – совместным выступлением знаменитого испанского урбанистического театра La Fura Dels Baus и театра «Дах», руководимого самим Троицким. Проект назывался Multiverse (название можно перевести как «множественная вселенная») и являлся грандиозным шоу, специально задуманным под открытие ГОГОЛЬFESTа. Телетрансляция проводилась на одном из украинских телеканалов. Данный перфоманс был заявлен в программе как событие года и рекламировался в сити-лайтах по городу отдельно от остальной программы. Честно сказать, он и впрямь оправдал ожидания. В постановке было задействовано почти 100 участников. Среди «фирменных» элементов La Fura Dels Baus – сетка из человеческих фигур, висящая высоко в воздухе, огромное колесо, в котором, как белки, передвигаются акробаты, и 10-метровый манекен, управляемый  артистами театра с земли – все это происходит под музыку, созданную специально для шоу. Финальной точкой является фейерверк.
Настоящим событием фестиваля стало и выступление Театра атлетического танца Kataklo из Милана с представлением «Антология» – обзором хореографических стилей из широкого репертуара театра, смесью простого, доступного языка и невероятных телодвижений, танцевальных шагов, акробатических трюков, ритмической гимнастики и комических пантомим.
Кроме театров заморских на фестивале были представлены главные новаторы российской театральной сцены. Здесь и Центр драматургии и режиссуры Казанцева и Рощина со спектаклем «Жизнь удалась»; и московский хит «Копы в огне» – блестящая пародия на все американские боевики вместе взятые, результат взаимодействия театральной культуры и современной музыки; и уличный необыкновенно зрелищный перфоманс под загадочной аббревиатурой KSCMDF от московского LIQUID Theatre, который получил в 2009 году на родине премию «Золотая маска» в конкурсе «Эксперимент».

В ритмах классики
и авангарда
Музыкальная программа была тоже и плотной, и пестрой – здесь и worldmusic, и джаз, и современный академический минимализм, и инди-рок, и трип-хоп.
Джазу был посвящен отдельный вечер, в рамках которого публику угощали выступлением белорусского коллектива The Outsiders с композициями его основателя и саксофониста Павла Аракеляна, чем он особенно гордится. Его авторская музыка представляет собой джаз с изрядной долей авангарда, и хоть исполнение джазовых стандартов всегда прочит успех у публики, но смелость автора была вознаграждена в Киеве очень теплым приемом. Во второй части вечера выступал украинский квинтет Lush Life, вдохновляющийся творчеством французского музыканта Джанго Рейнхарда, с т.н. «цыганским джазом». Легкая, радостная авторская музыка звучала вперемежку с джазовыми стандартами, блестяще исполненными молодой вокалисткой Дианой Овсянниковой.
Музыкальным событием ГОГОЛЬFESTа стала демонстрация новой оперы современного российского композитора и музыкального теоретика Владимира Мартынова «Дети выдры». До Киева опера была пока что показана только в Перми, где состоялась ее премьера. Основу оригинального творческого проекта составляют авангардная музыка Мартынова, тувинский фольклор, горловое пение и «сверх-повести» Велимира Хлебникова «Дети выдры» и «Зангези». Вслед за Хлебниковым Мартынов тоже пытается «сочетать несочетаемое», только уже не в литературном, а музыкальном тексте, и, на мой взгляд, ему это вполне удается. В Киев представить свое произведение приехал сам автор.
Вейся, кинолента
Кинопрограмма была тоже насыщена до предела, но, часто пересекаясь с событиями других программ, проигрывала им, ибо кино – искусство задокументированное и оставляет надежду на будущие просмотры. Здесь важными событиями явились показы лучших фильмов от Международного кинофестиваля документального кино о правах человека Docudays UA; программа культового российского киноклуба «Сине Фантом», с середины 90-х объединяющего независимых кинематографистов России, и общение с его членом – режиссером Андреем Сильвестровым, а также допремьерный просмотр его нового фильма «Дом на Фурманном», рассказывающий об арт-сквоте в Фурманном переулке в Москве. Также интересным пунктом кинопрограммы явилась представленная программа российского Фестиваля видеопоэзии «Пятая нога». Видеопоэзия – новый жанр синтетического искусства, перевод стихотворения на язык видео, до ГОГОЛЬFESTа-2010, думаю, немногие знали о таком явлении, а если и знали, то вряд ли видели все из привезенных в Киев работ.
В рамках ГОГОЛЬFESTа уже традиционно прошли ретроспективные показы. В этот раз зритель мог посмотреть документальные фильмы знаменитой француженки Аньес Варда, документальное кино Армении классиков жанра – Артура Пелешяна и Атома Эгояна, а также специальный показ фильма Александра Довженко «Арсенал».

Под открытым небом
Визуальная программа, объединяющая в себе все существующие жанры и направления современного искусства, была также обширна, как и прочие, но она в этом году скорее стала интерьерной частью, окантовкой ГОГОЛЬFESTа. Начать надо с того, что знаменитый яблоневый сад, посаженный по просьбе самого Довженко на территории киностудии, стал местом большой инсталляции «100 стахановцев» Глеба Косорукова – огромных фотографий шахтеров, расставленных на траве посреди яблонь. Глядя на эту поляну с «постерами», на душе становилось умильно, думалось, что хоть где-то эти герои нашли покой и отдохновение.
В общем, все имеющееся на киностудии пошло в дело у молодых художников, получивших как свои задания от куратора визуальной программы, так и полную творческую свободу в средствах их исполнения. Кто-то из художников украсил старые клумбы композициями из керамических цветов, кто-то высадил в неработающем фонтане осенний огород, кто-то прикрепил на плечи и голову памятнику Тарасу Шевченко каменных голубей, днем и ночью, по велению шутника, не слетающих с классика. Эта обновленная композиция открыла целую аллею Шевченко, где несколько молодых художников импровизировали с памятником культовой фигуры украинской культуры. Кстати, очень знаково, что аллея не вызвала критики, хотя и носила юмористический, а подчас и ироничный характер. Возможно, эта спокойная реакция – свидетельство взросления украинского общества, которое уже способно без болезненного пафоса смотреть на своих героев.
Также очень ценным объектом в визуальной программе была выставка «Видение» из коллекции Марата Гельмана, находящаяся сейчас в возглавляемом им Пермском музее современного искусства. Коллекция состоит из работ как классиков видео-арта, так и наших современников.
В целом, надо сказать, что ГОГОЛЬFEST остался верен себе и идее своего создателя Влада Троицкого, состоящей в живом диалоге людей небезразличных к искусству – творцов и зрителей, свободе творчества и общения, кооперации молодых художников и мэтров, продолжающих создавать искусство ради удовольствия, а не ради денег.

Елена БОЛДЫРЕВА,
соб. корр. «СВ» в Киеве
Фото автора