Культура и искусство

О чем говорят мужчины…

О чем говорят мужчины…
О чем говорят мужчины…

К номеру:  48 (345)


20 Октября 2010 года

На VIII Московском фестивале отечественного кино «Московская премьера» был показан фильм дебютантки Анны Матисон «Сатисфакция» по сценарию Евгения Гришковца. И он получил награду «МК».

Премьера «Сатисфакции» состоялась на «Кинотавре-2010» в конкурсной программе. Для Евгения Гришковца, известного прозаика, драматурга, режиссера и актера, лауреата многочисленных премий, это была двойная премьера. Он выступил не только в роли сценариста, но и сыграл свою первую главную роль в кино. Кинозрители знают Гришковца по небольшим ролям в «Прогулке» у Алексея Учителя, в картинах «В круге первом» Глеба Панфилова и «Не хлебом единым» Станислава Говорухина. «Сатисфакция» – его полнометражный дебют.
За пару недель до премьеры «человек-оркестр» написал в своем блоге в ЖЖ: «Я показывал фильм своим друзьям и приятелям в разных городах еще с техническим звуком, погрешностями и рабочей грязью – не мог удержаться. Работа над фильмом закончилась в августе 2009 года, и я получал огромное удовольствие от показов, выслушивая самые разные мнения, которые, к моей радости и удовольствию, были связаны не с качеством фильма, а скорее с поступками и поведением героев. Жду 9 июня с приятным волнением. Я впервые буду представлять фильм, в котором принял участие как соавтор сценария и исполнитель главной роли. То есть я снова дебютант…» Это не первая совместная работа Гришковца со студенткой Анной Матисон, спектакль по их пьесе «Дом» идет в «Школе современной пьесы».
– Евгений Валерьевич, вы могли бы словами определить, что за человек ваш герой – провинциальный олигарх?
–  Что сказать о нем – таких, как он, много. Живет себе, что-то строит, соблюдает  какие-то правила жизни. У него нет семьи, он не воспитывает своих детей. И вот с ним происходит ЭТО. Его друг совершает предательство, замешана женщина, и он вызывает его на дуэль. И выбирает необычное оружие – алкоголь. Пить должны до победного. Причем пить по особым правилам, смешивая напитки все более крепкие. Следить за героями будут секунданты. Проиграет тот, кто первый «отключится». Заранее составлен и список тем для беседы – помнит ли, как заработал первые деньги, что думает о дружбе, какую систему воспитания детей считает самой правильной, знает ли, что такое одиночество. На кону – миллион долларов, и женщина останется с тем, кто одержит верх.
Собственно,  ради чего он устраивает это мероприятие? Чтобы успокоиться, это же ясно, он жаждет сатисфакции и заранее уверен в победе. Поэтому идет на эту «дуэль». Конечно, он не предполагал, какая переоценка ценностей произойдет с ним в процессе этого разговора. Это персонаж из 90-х годов, они  не меняются, просто набирают вес, я хорошо знаю, как выглядят эти люди в нашем времени. У этого человека будет возможность попытаться жить дальше после того, что произошло.
– А вы оправдываете или осуждаете вашего героя?
– Я не собирался углубляться в его внутренний мир. Мне не хотелось слишком его выворачивать наружу. Потому что я его не люблю, как не люблю все поколение 1965-1969 года рождения, к которому принадлежу сам. Это поколение многое в своей жизни пропустило, отношения с женщинами и детьми в том числе. Так я понимаю вообще время, в котором мы живем. И я хорошо знаю конкретного человека, стоящего за моим персонажем, – и не люблю его. Я прекрасно знаю все достоинства и недостатки нашего фильма. Но я люблю нашу картину и рад тому, что у нас получилось.  
– Где проходили съемки картины?
– В Иркутске, город помогал нам в работе. Все чувствовали такую радость и гордость за Иркутск. Всех волновало, поймут ли они, что это Иркутск, когда увидят кино. И это неудивительно, аура художественной атмосферы пронизывает Иркутск. И сама история в фильме провинциальная. Это ироничная и жизненная картина без надрывных женских криков, гробов и кровопролития.
– У вас в фильме на крупном плане «играет» столько алкоголя – как эта проблема решалась?
–  В кадре был только настоящий алкоголь, потому что сразу видно, что льется – вода или водка. Но мы не пили! По крайней мере, во время съемок. Экономили. Наш фильм хоть и малобюджетный, но все же не за три копейки снятый. Я посчитал, что он нам обошелся как 17 секунд фильма «Аватар». Конечно, хотелось бы с помощью проката вернуть вложенные деньги.  
– Вы сказали, что съемки в кино вызывают у вас чуть ли не восторг…
– Именно так, это же очень интересно. Сниматься в кино – мечта любого человека. С детства.
– Лично у вас как это происходит?
– Это всегда связано с внутренним ростом. Я снимался обычно в эпизодах, и желание сниматься в кино все время крепло, хотелось понять, чего я хочу, чего не хочу, поэтому я по большей части почти всегда отказывался сниматься.
– Удивительно, признаваясь в такой любви к кино, вы утверждаете, что ничего не смогли  бы сделать как сценарист и  режиссер. Для человека пишущего и в литературе состоявшегося немножко странное признание.
– Просто я понял, насколько велика, глобальна разница между написанием литературной пьесы и сценария. Вот осознал и понял – не способен, не могу, не умею.
– Хорошие актеры редко бывают хорошими литераторами, у вас это получилось. За счет чего, как  вы думаете?
– Профессиональные актеры редко имеют хорошее образование, оно у них практически отсутствует. А у меня хорошее образование, я изначально литератор. Просто мне еще повезло, что у меня что-то получается в кадре. К тому же актеры и не должны писать книжек, это им просто кажется, что писать легко. Ну ни у кого из актеров не получилось писать литературу, может, только у Юрского, но здесь тот самый случай, когда перед нами больше, чем актер.  
– Можно узнать, почему именно после написания романа «Асфальт» вы почувствовали, что стали настоящим писателем? Что произошло? Сравнительно с другими вашими вещами в чем этот роман был иной?
– Я понял, что написал большое полифоническое произведение и у меня многое из задуманного удалось. Это было не спонтанное писание, а продуманная профессиональная работа. После этого я стал думать, что я писатель.
– Тогда же вы заявили о том, что для вас перестали существовать авторитеты.  А можно узнать, кого вы так называли?
– Своих педагогов университетских. Среди литераторов у меня нет авторитетов, есть любимые писатели.
– Вы говорите, что ваши герои – не автобиографические личности, но в это плохо верится, когда читаешь роман. Очень многое говорит об обратном.
– Если я описываю какую-то профессию, всегда очень подробно узнаю все про своего героя.  К примеру, если у меня герой делает дорожную разметку, я еду на фабрику, узнаю, сколько это стоит, сколько времени существует этот бизнес и каким образом можно в нем продвигаться вперед.  
– А какие рассказы вы называете автобиографическими?
– Такие, где героем произведения являюсь я, хотя в любом случае есть герой произведения, но я описываю свои жизненные ситуации и конкретных людей.
– В романах и повестях у вас обязательно присутствует образ родного города…
– Это всегда город Кемерово, большой промышленный трудовой город, в котором живет много людей.
– Вас называют «человеком-оркестром», не поделитесь опытом – как  рождаются личности такого рода?
– Не знаю. Мне сложно ответить.
– Все же своим призванием вы, наверное, считаете литературу и театр?
– Да, я не музыкант и не режиссер кино, я литератор и театральный деятель.
– А могли бы рассказать свою историю вхождения в театр, начиная от самодеятельного театра «Ложа»? Как это происходило?
– Нет, это очень длинная история, это 20 лет жизни.
– Вы много гастролируете по Европе, скажите, чего ждет европейский зритель?
– Да ничего не ждет. Это мы ждем чего-то от Европы. Думаю, только безвизового пространства.
– А если сравнить театральные фестивали, европейские зрители сильно отличаются от российских?
–  Настолько сильно, что даже нечего об этом говорить. Они просто глобально отличаются. На фестивалях в Европе все сделано для того, чтобы их посмотрела публика. Там в мае проводится Берлинский фестиваль, так публика раскупает билеты еще до Рождества, а у нас это междусобойчики.  
– Чем запомнится вам минувший сезон?
– В этом сезоне я сделал три больших дела: мы закончили кино, я написал книгу «Америка» и провел больше 80 спектаклей, ездил на гастроли в Европу. Надо отдохнуть.  

Беседу вела Нина КАТАЕВА
Сочи – Москва