Культура и искусство

Оставайтесь на нашем канале

Или как удержать внимание современного избалованного зрителя
Оставайтесь на нашем канале
Оставайтесь на нашем канале

К номеру:  49 (346)


28 Октября 2010 года

Союзное государство, которое вот уже одиннадцатый год строят наши страны, постепенно обрастает общим хозяйством. Три года во многих регионах – от Бреста до Владивостока – наши соотечественники принимают новый общий телевизионный канал – детище Союзного государства. Но споры о том, каким должно быть союзное телевидение, не прекращаются. Согласитесь, создать новую телевизионную программу, не похожую на другие, сейчас, когда нам доступны десятки телеканалов мира, очень сложно. А создать хорошую программу, которая привлекла бы внимание и завоевала любовь зрителей, трудно вдвойне. Но есть еще одно усложняющее задачу обстоятельство – союзное телевидение создается на бюджетные деньги и соответственно в формате государственного заказа. А это значит – у заказчика тоже есть свое видение канала и свое видение целей создания той или иной программы. И это видение иногда здорово отличается от замыслов творцов. Символично даже то, что название канала ТРО обе стороны расшифровывают по-разному. Во всех официальных бумагах – как Телерадиовещательная организация, а создатели канала во главе с его руководителем Игорем Угольниковым – «ТРО – телевидение ради общества». Как совместить в одном канале задачи государства и потребности общества – об этом мы беседовали с заместителем председателя ТРО и заместителем генерального директора ТТЦ «Останкино» Игорем Найговзиным.

– Игорь Эдуардович, чем все-таки канал ТРО отличается от других каналов ?
– Создавая этот канал, мы долго размышляли над тем, каким должно быть телевидение Союзного государства, что должно быть приоритетным, чего не должно быть на канале. И само название канала выражает нашу идею – телевидение ради общества. Это идея самого канала, его контента, всей информации, которую мы стараемся донести до нашего зрителя. К сожалению, зрители России и Беларуси, да и других государств бывшего Советского Союза, имеют очень мало информации о том, что создано Союзное государство, что оно строится и развивается. Этой теме мы уделяем большое внимание. Но одним информационным наполнением зрителя не удержишь. Поэтому мы стали развивать следующую позицию: канал должен нести в себе позитив, не просто какой-то абстрактный, а позитив, связанный с конкретной жизнью людей. И не только в Беларуси и России, но и в масштабах человечества. Интересы рядового гражданина, некие общие ценности, которые объединяют людей, к сожалению, сегодня исчезли с экранов большинства каналов. Этому есть объективное объяснение – многие каналы вынуждены существовать на финансовые поступления от рекламы и спонсоров, и главная цель вещания – зарабатывание денег с помощью сенсаций, скандалов, эпатажа. Телеканал ТРО имел возможность не столь явно зависеть от коммерческой составляющей. Существует определенный бюджет, выделяемый Союзным государством, и это позволяет создать для зрителей именно ту атмосферу правильного позитива, который несет в себе вечные добрые ценности. Два с половиной года мы этим занимаемся, ТРО – это плод огромного количества людей. Потому что создать сегодня техническую часть канала – это очень большая задача, настолько интенсивно развивается телевизионная отрасль. Каждый месяц рождается и выходит в эфир масса новых каналов. В этих условиях мы должны были преодолеть такую узкую «нишевость» и сделать канал для широкой аудитории. Сейчас, конечно, рано подводить итоги, потому что канал только-только начинает жить, но даже анализ нашей сегодняшней аудитории позволяет говорить о том, что с каждым годом она  значительно расширяется. Когда мы начинали канал, в первый год мы уже обрели пять миллионов зрителей. Сегодня – мы постоянно «мониторим» ситуацию – их 22 миллиона. Для канала, который вещает на спутнике, это очень важный показатель, который говорит о том, что интерес к союзным проблемам и нашим продуктам есть. Если мы вернемся к вопросу – чем канал отличается от конкурентов? Он отличается именно уникальной возможностью сделать позитивный общечеловеческий канал, затрагивающий абсолютно все стороны жизни наших соотечественников.
– Какие ограничения накладывает на творческую продукцию канала формат государственного заказа?
– Я не думаю, что это такой серьезный камень преткновения. Наш критик – прежде всего зритель. Но мы выполняем и функцию информационного сопровождения процесса строительства Союзного государства. Мы ведь сейчас пытаемся с вами обойти слово «цензура», да? Так вот цензуры никакой нет, но команда людей, я имею в виду творческую команду,  прекрасно осознает цели канала и решает те задачи, которые перед ней поставлены. И смысл этой задачи состоит только в одном, чтобы мы не «цензурили» некие сложные моменты, а наоборот, чтобы в наших программах проблемные моменты были объяснены зрителю. Вот эта единая творческая концепция и отрабатывается, чтобы канал был интересен. Он абсолютно никаким образом не лакирует и не приукрашивает ситуацию, а имеет объективную, выдержанную позицию по существующим проблемам.
– Вы сознательно выступаете против насилия, жестокости, агрессии на телевидении. Но ведь те, кто производит подобную продукцию, говорят, как правило, о том, что именно это и интересно зрителю. Вы как создатель канала считаете, что это действительно так? Или все-таки мы программируем зрителя на просмотр подобных ужасов?
– Вопрос непростой. Если зрителю очень интересно, как утверждают многие творцы, смотреть секс, насилие, жестокость, то как же мы будем конкурировать за этого зрителя? Мы на самом деле достаточно часто об этом думаем, создавая и заказывая определенную продукцию, потому что получается достаточно забавная картина. Сегодня в эфирном пространстве – масса каналов. Любой гражданин России и Беларуси, придя домой и включив ТВ, может смотреть от десяти-пятнадцати до нескольких сотен каналов в зависимости от того, что он может себе позволить. И минимум 20-25 каналов практически видят все. Может быть, как раз эта ситуация сегодня нам очень выгодна: надоело зрителю видеть постоянно то, о чем мы сейчас начали разговаривать, – то, что достаточно импульсивно воздействует на сознание. Я нечасто, к сожалению, сам смотрю телевизор, но поймал недавно себя на мысли, что чаще смотрю собственный канал, канал «Охота и рыбалка» – там нет того, от чего устаешь. Темы понятные, бытовые. Если мы берем кино, то в нем – простые , известные и правильные ценности. И в таком контенте есть совершенно четкая позиция – нет желтого, нет «жареного». Вот в этом и есть « конек». Если мы сумеем удержать канал именно в такой стилистике, то я думаю, что наши 22 миллиона превратятся в еще большее число зрителей. Я на это очень надеюсь.
– Поскольку ваш канал позиционирует себя как межгосударственный, союзный, как вам видятся потребности российского и белорусского зрителя? Насколько они похожи? Или есть некоторые отличия?
– Отличия, безусловно, есть. Приведу пример из собственной жизни. Я служил в армии в Беларуси. Там достаточно большое количество моих друзей и знакомых. Я часто бываю в командировках в Беларуси и отчетливо вижу и чувствую, что новая история нас не разделила. Иногда нужно разъединиться, чтобы это понять. Конечно, есть некоторые ментальные различия, особенности культуры, но славянские народы все равно достаточно близки друг другу. Хотя, конечно, эти особенности накладывают отпечаток и на зрительскую аудиторию. Мы стараемся так строить эфирную политику, чтобы это учитывать. Вот конкретный пример: у нас есть тележурнал «СОЮЗ» – информационно-аналитическая программа. И мы делаем два ее варианта – они создаются разными командами и учитывают темы, более интересные для россиян или белорусов. Хотя в основе – общие проблемы. Мы пытались поначалу сделать единый информационный центр. Здесь Москва, здесь основные события происходят, здесь есть и органы управления Союзного государства, и Постоянный Комитет. Но когда мы начали работу, поняли: это не дает картины реальной жизни двух государств. Поэтому достаточно оперативно была изменена концепция – мы пытаемся новостные программы максимально наполнить жизнью государств. В России у нас порядка 25 городов-партнеров, которые для нас делают информационные сюжеты. Это помогает отразить жизнь белорусской диаспоры, которая очень сильна в России. Мы стараемся весь пласт информации обобщить неким пониманием того, что в Союзном государстве не важно, россиянин ты или белорус. Россияне живут в Беларуси, белорусы – в России. Кто-то приезжает сюда работать, кто-то вышел замуж, кто-то переехал. Но мы все равно находимся в одном культурном пространстве. А будет еще лучше, если мы достроим еще и единое социальное пространство.
– Белорусы очень часто обижаются на наши российские средства массовой информации, говорят о том, что мы искажаем ситуацию в Беларуси и вообще мало рассказываем про Беларусь. А как вам кажется, почему это происходит?
– Я не политический деятель, чтобы вступать в полемику, но на уровне рядового потребителя информации скажу, что, по-моему, эта ситуация преувеличена. Я сужу и с позиции одного из членов команды, создающей канал ТРО: при формировании вещательной политики мы не испытываем давления каких бы то ни было интересов – идеологических, политических, финансовых. Мы стараемся работать максимально объективно и толерантно. Мне очень нравится слово «толерантно» – оно отвечает нашему подходу к информации. У нас есть одно общее дело – все-таки Союзное государство строится. Конечно, строится уже не один год и существует масса проблем. Есть два абсолютно самостоятельных государства, у которых есть свои геополитические, экономические интересы. Другое дело, что у стран Евросоюза нет такой совместной истории. Поэтому в интеграционных делах у нас есть преимущества, которые мы не всегда эффективно используем. Но когда говорят о «вялотекущем процессе в Союзном государстве», я начинаю анализировать свою собственную деятельность и вижу, что сделано уже немало, если судить по конкретным делам. Я на телевидении всю свою жизнь – начинал с администратора и сегодня имею возможность выступить перед зрителями в другом качестве. И если говорить о развитии нашего союзного ТВ, то могу сказать, что оно развивается космическими темпами! Три года назад канал ТРО с огромным трудом начал пробиваться в эфир. С огромными проблемами и трудностями! А сегодня мы сидим и обсуждаем созданный канал: плохой он или хороший, о чем говорит правильно, о чем – неправильно. И ведь не только ТРО создана – у Союзного государства уже достаточно большой пул средств массовой информации – газеты, журналы, новостные порталы. Союзные СМИ сделали серьезный скачок в своем развитии. И если говорить об их контенте, то, по-моему, они абсолютно объективно и толерантно рассказывают о тех процессах, которые происходят в Союзном государстве.

Беседовала
Татьяна КОНДРАТОВИЧ