Культура и искусство

О пользе улыбок и копродукций

В Москве прошел XI Российский фестиваль кинокомедий «Улыбнись, Россия!», а в Оренбурге – III МКФ «Восток&Запад. Классика и Авангард»
О пользе улыбок и копродукций
О пользе улыбок и копродукций

К номеру:  57 (354)


16 Декабря 2010 года

«Мир уцелел, потому что смеялся… Улыбайтесь! День без улыбки – потерянный день» – эти строки из Манифеста фестиваля давно стали руководством к действию для его бессменного президента Аллы Суриковой. И несмотря на то что фестиваль стал фактически невыездным, со своими задачами он справляется. Немаловажную роль, думаю, здесь играет то, что девизом взяты слова не самого улыбчивого писателя России – Льва Николаевича Толстого.

Произнесите «Смех – это человеколюбие», и перед вашим взором непременно возникнет маленькая фигурка смешного человечка, шагающего по большому городу. Магия чаплиновского образа, конечно, витает над зрительным залом – и когда  вручаются призы «За вклад в комедию» и «За вклад в чувство юмора страны», и когда демонстрируются конкурсные ленты, смешные и не очень, и когда чествуют победителей. Церемонию открытия в этом году вели Тимур Батрутдинов и Лена Ленина, они вручили актерам Ольге Аросевой, Валерию Гаркалину, Николаю Фоменко и  драматургу Аркадию Инину традиционные призы  «За вклад в комедию». А «За вклад в чувство юмора страны» был отмечен Леонид Якубович.  После открытия показали фильм Дмитрия Дьяченко «О чем говорят мужчины».
В конкурсе были представлены комедии «Счастливый конец» Ярослава Чеважевского, «Дочь якудзы» Сергея Бодрова, «Взрослая дочь, или Тест на…» Мгера Мкртчяна,  «На измене» Александра Атанесяна,  «На свете живут добрые и хорошие люди» Дмитрия Астрахана, «Пикап. Съем без правил» Феликса Герчикова, «Егорушка» Александра  Кулямина, «Черный баран» Романа Хруща, «Человек у окна» Дмитрия Месхиева.
Победителей на фестивале выбирают зрители, курирует их Экспертный совет под председательством Глеба Скороходова. Вручают свои призы журналисты, представители киноклубов, студенты МГУ. Алла Сурикова знакомит со статистикой этого года: зрители посмотрели 18 фильмов, 16 из них – до конца, на 11 – смеялись, на 3 – аплодировали. «Считаю, что фестиваль получился, – говорит президент и добавляет: – Лев Толстой сказал, что смех – это человеколюбие. И Фрейд советовал смеяться, потому что иначе не выживешь. Когда человек смеется, в легкие попадает кислород, обогащается кровь, и  человек здоровеет. Чтобы быть совсем здоровым, мужчинам рекомендуется смеяться 23 раза в день, женщинам – 17». Алла Сурикова уточняет, что сама, просмотрев все фильмы, норму перевыполнила. А поэт Владимир Вишневский, который вел вместе с Суриковой церемонию закрытия, заметил, что киноюмор схож с юмором общероссийским – иногда  сквозь слезы. Как сказал классик: он непереводим, как наши беды.
В рамках фестиваля прошел юбилейный творческий вечер Аллы Суриковой. Она так сказала о любимом жанре: «Комедия – площадное искусство, и редкие произведения этого жанра «долетают до середины Днепра». Как говорит мой учитель Георгий Николаевич Данелия: «В мире делается за год 50 комедий, из них успешных – 4. Почему все они должны быть у нас?» Тем не менее в России есть кого награждать».
Гран-при фестиваля из рук Станислава Говорухина получил фильм Дмитрия Месхиева «Человек у окна». Нину Русланову («Китайская бабушка») отметили призом за лучшую женскую роль, а Дмитрия Марьянова – за лучшую мужскую («Взрослая дочь»). Приз президента фестиваля Алла Сурикова вручила Александру Кулямину – за его фильм «Егорушка». И особо отметила дебютанта Руслана Никулина, автора короткометражки «Человечкин» – о маленьком человечке из зрительного зала. «Если бы на сегодняшнем показе никто не смеялся, это был бы провал, – сказал Руслан Никулин. – Если зритель не смеется, это не комедия». На закрытии показали новую ленту Станислава Говорухина «В стиле jazz». Мэтр сказал о ней так: «Пожалуй, это самое легкомысленное мое кино». И, пожалуй, самое легковесное, добавим мы. И улыбнемся.
*   *   *
Международный кинофестиваль «ВОСТОК & ЗАПАД. КЛАССИКА и АВАНГАРД» с этого года позиционирует себя как фестиваль Сo-production.
Название фестиваля не случайно: классика – это истоки и традиции,  а авангард – прорыв в будущее. Не случаен и город  –  еще Петр Великий назвал Оренбург «ключом к Азии», потому что находится он на стыке географических понятий Европы и Азии. В Оренбургской области проживают представители 119 народностей. Фестиваль организован кинокомпанией «Росфильм», Минкультуры РФ и администрацией Оренбургской области. Задачей своей считает ознакомление зрителей с лучшими образцами мировых копродукций, сделанных за последний год в мировом кино.
В течение недели зрители посмотрели более 40 картин. По словам директора кинопрограмм Сергея Лаврентьева, программа этого года была полностью «копродукционной», поэтому фестиваль и намерен в дальнейшем позиционировать себя как  Co-рroduction. Президент фестиваля, гендиректор кинокомпании «Росфильм» Татьяна Воронецкая считает, что «Сo-production – естественная и необходимая форма существования кино мирового класса». Организаторы фестиваля пришли к этому решению, потому что в течение двух лет получали картины, снятые на территории  Европы и Азии. А поскольку кинопроизводство дорожает, финансирование крупнобюджетных проектов становится не по силам одной стране.  
Президент фестиваля считает, что сегодня зрителю не хватает «думающего героя», а кинематографистам – «думающего» зрителя.  «Мы делаем фестиваль именно для таких людей, – сказала Т. Воронецкая. –  Европа и Азия, Восток и Запад объединились, чтобы все поняли, что если и есть важные проблемы, то они волнуют всех, независимо от национальности, культурной традиции, вероисповедания».
На фестивале прошла международная конференция по проблемам поддержки кино, на которой рассматривалась проблема вступления России в EURIMAGES. В конференции участвовали  представители Европейского фонда поддержки кино EURIMAGES, Госдумы, Минкультуры РФ, независимые российские продюсеры и руководители кинокомпаний, которых поддержал Фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии. Также состоялся «круглый стол» «Авангардное кино: за и против».
На фестивале можно было посмотреть пять программ: конкурсную, «Сплетенные параллели» (новое российское кино), анимационную, «Авангард: удаленный доступ» и ретроспективу – «60-е – золотой век отечественного кино». Эпохе 60-х была посвящена и церемония открытия, вели которую актеры Эльвира Болгова и Александр Песков. В конкурсе показали 11 картин – «Холодная вода океана» (Коста-Рика, Франция, Испания, Нидерланды, Мексика), «Река Думан» (Южная Корея, Китай, Франция), «Клятва» (Сербия, Словения, Франция, Венгрия, Хорватия),  «Она китаянка» (Великобритания, Франция, Германия), «Макс Манус» (Норвегия, Дания, Германия), «Грусть пани Шнайдеровой» (Албания, Чехия). Россия была представлена фильмом Александра Михайлова совместного производства с Польшей «Виски с молоком».
Жюри возглавил польский актер, сценарист, режиссер  Ежи Штур. С ним вместе работали прозаик Елена Чижова и киновед Ирина Рубанова (Россия), киножурналист Нирмал Дхар (Индия), кинорежиссер Бранко Шмидт (Хорватия). Выступая на заключительной пресс-конференции, Ежи Штур высоко оценил картину Хоакима Роннинга и Эспена Сандберга «Макс Манус» (Норвегия, Дания, Германия, Гран-при): «Мы знаем, насколько трудно снять историческую картину, чтобы все было правдоподобно и убедительно. Актер Аксель Хенни (приз за лучшую мужскую роль), сыгравший молодого норвежца Макса Мануса, который в оккупированной нацистами Норвегии стал самым бесстрашным диверсантом Сопротивления, сумел показать, как  изменился его герой, как его ребячески наивная душа, пережив величайшее отчаяние, стала душой  испепеленной. Мой великий учитель Кшиштоф Кесьлевский говорил,  что в конце картины актер должен даже ходить по-другому, ведь его герой стал другим человеком. И зритель должен в это поверить. По-настоящему взволновала зрителей и молодая актриса, в кино редко встретишь такую невинность, свежесть, девичество».
По итогам фестиваля «Золотой сарматский лев» был вручен за лучшую режиссуру – Чжанг Лу («Река Думан», Южная Корея, Китай, Франция). Призы «За вклад в киноискусство» получили актер театра и кино Лев Дуров и кинорежиссер Марлен Хуциев (Россия). Марлен Мартынович показал поразительный рабочий материал к фильму «Невечерняя» – о взаимоотношениях Льва Толстого и Чехова. Приз «За лучший сценарий имени Алексея Саморядова», учрежденный в этом году, вручили «Клятве» Срджана Карановича (Сербия, Словения, Франция, Венгрия, Хорватия). Алексей Саморядов,  земляк оренбуржцев, похоронен на родине. За лучшую женскую роль награждена актриса Кул Лан («Река Думан»).
*   *   *
Фильм «Овсянки» Алексея Федорченко, земляка оренбуржцев и лауреата Венецианского фестиваля, вызвал ажиотаж среди зрителей.
Показали его в программе  «Сплетенные параллели». Все билеты были раскуплены, и  после фестиваля «Овсянок» оставили в прокате. Люди смотрели фильм затаив дыхание. «Сила духа мерян уносит тебя от действительности и суеты, – сказала кинолюбитель из Оренбурга Ольга Пасечник. –  Время останавливается, и  ты погружаешься в мир древнего знания, размеренности и единства с природой. Зачаровываешься обычаями мерян, у которых нет богов. Только любовь и вода – их наивысший суд. Вода сама отбирает людей для бессмертия, и умные птички-овсянки могут даровать тебе его. Любовь  у мерян – смысл жизни, без любви тоскуют и гибнут. А смерть воспринимают  как естественное продолжение жизни. Когда начинаешь сравнивать атмосферу фильма с катастрофическим уровнем тревожности современного человека, постоянно участвующего в гонках всех видов, испытываешь благодарность к авторам, что они дали тебе несколько мгновений отдыха,  ощущения другой реальности».
Коллега оренбуржки, ландшафтный дизайнер Юрий Полуэктов, добавил: «Душа постигает повествование и на какие-то граны выходит из телесной оболочки, увлекая за собой и само тело так, что подошвы ног ощущают меньшее давление массы. Похожие ощущения испытывал после фильмов «Зеркало», «Остров», после прочтения «Трех товарищей» в юности, стихотворений Беллы Ахмадулиной. Как этого удалось добиться, неспешно рассказывая историю жизни обыкновенных людей, мне непонятно, да и разбираться не хочется. Может быть, потому, что фильм находится больше на уровне чувств, чем в области разума. Время ушло с экрана, покинуло зрительный зал, появление заключительных титров явилось  полной неожиданностью. Случившееся состояние души для меня – главный итог фильма».
На закрытии фестиваля показали «Человека у окна» Дмитрия Месхиева. Фильм становится, как говорят в магазинах, хитом продаж.

Нина КАТАЕВА
Москва – Оренбург