Культура и искусство

Почему «запрещено» хорошее кино?

«Гранатовый браслет» XVII Российского фестиваля «Литература и кино» в Гатчине получил белорусский фильм «Волки»
Почему «запрещено» хорошее кино?
Почему «запрещено» хорошее кино?

К номеру:  14 (370)


07 Апреля 2011 года

Организаторы посвятили 17-й фестиваль литературе и кинематографу 60-х, поставив время начала оттепели в параллель с «канувшим» временем  90-х. В ретроспективах «оттепельного» времени зрители увидели как популярнейший фильм «Друг мой, Колька!» Александра Митты и Алексея Салтыкова по пьесе А. Хмелика с песнями Булата Окуджавы, так и запрещенные картины Михаила Калика, уехавшего по этой причине в Израиль, «До свидания, мальчики!» и «Любить». Среди «канувших» лент полные залы собрал «Невозвращенец» Сергея Снежкина по одноименному роману Александра Кабакова и «Улыбка» Сергея Попова, сохранившаяся в одной-двух копиях. Безусловно, на этом «фоне» и конкурсные ленты воспринимались по-особому.

Вообще-то «фоном» для разговоров о кино на всех серьезных фестивалях давно стала печаль. Кинематографисты не могут не говорить о том, что проката в России нет и кино во всем мире, а уж у нас точно, умирает. Вот и председатель жюри игровых и дебютных фильмов Игорь Масленников, признаваясь в любви к «единственному в мире» фестивалю с литературным ореолом, кино которого «базируется на страстях, любви, слезах», сказал, что прокат наш «захвачен иностранцами». И сегодня, едва ли не только на фестивалях, зрители могут увидеть хорошее кино.
Главным вопросом, бурно обсуждавшимся в Гатчине, остается один и тот же – как же переводить на экран литературу. «Великую русскую литературу» – обязательно держим в уме, потому что на фестивале все располагает к этому. Экранизировать классику XIX века в конкурсе игрового кино рискнули двое – Александра Ерофеева дебютировала с фильмом по мотивам «Господ Головлевых» М.Е. Салтыкова-Щедрина, а театральный режиссер Вадим Дубровицкий снял картину «Иванов» по чеховской пьесе. Ставка в «Господах Головлевых» была сделана на актерские работы, и Денис Суханов убедительно сыграл Иудушку, показав эволюцию этого субъекта от сладкоречивого юноши-наушника до тирана, вблизи которого все дышит «умертвением». Но саму экранизацию можно рассматривать лишь как очередное обращение кинематографистов к самому страшному русскому роману, живописующему на примере одной семьи общественный распад в до- и послекрепостнической России XIX века. Подключения к стилистике писателя, к сожалению, не произошло. А «Иванов», идущий без малого три часа и также представляющий немалую галерею хороших актерских работ (Анна Дубровская, Эдуард Марцевич, Екатерина Васильева, Ольга Волкова), утомил зрителей бесконечным цитированием великих. Потусторонний герой Алексея Серебрякова является в разных контекстах – фильмов Феллини, Тарковского, Параджанова. И неслучайно в кулуарах родилась жесткая рекомендация – «Русским режиссерам надо бы запретить на время экранизировать Чехова».
Лучше всех сформулировал, как сегодня экранизировать классику, дебютант Миргалым Есиркепов (Казахстан, приз за лучший дебют). Используя минимум средств, доступных телевизионщику, в течение едва ли не десяти дней он снял картину «Много ли человеку земли надо» по одноименному рассказу Л.Н. Толстого. Остроактуальную ленту, бичующую современных алчных людей, бесконечно хапающих и забывающих о том, что черт за печкой не спит. И он давно приготовил ответ на вопрос, который звучит в названии фильма. Алла Демидова, член жюри, отметила, с каким напряжением в статичном кадре проживает свою роль без слов Сафуан Шаймерденов. А журналисты поздравили Миргалыма и уверили его в том, что Льву Николаевичу картина, перенесенная в казахскую реальность, точно бы понравилась.
В конкурсе было немало хорошего кино на основе современной литературы. Станислав Говорухин снял свой «самый легкомысленный», по его признанию, фильм
«В стиле Jazz» по пьесе Ксении Степанычевой и собрал самые полные залы в Гатчине. «Тихая застава» Сергея Маховикова по повести Валерия Поволяева получила много призов – зрительских симпатий,  имени Андрея Петрова за лучшую музыку Эдуарду Артемьеву, награду за самую удачную роль второго плана Сергею Селину, диплом «За развитие патриотической темы» Центра национальной славы. Лента о реальных событиях на границе России и Таджикистана в момент распада Союза, снятая в лучших традициях советского кино, взволновала людей. Психологическая головоломка на темы любви «Не скажу!», которую Игорь Копылов снял по собственной пьесе (призы имени Андрея Москвина за лучшую операторскую работу Дмитрию Массу, за лучшую женскую роль Елизавете Боярской), возможно, понравится молодым.
Гран-при «Гранатовый браслет» Александру Колбышеву («Волки», Беларусь) и приз за лучшую режиссуру Юрию Фетингу («Бибинур», Татарстан)  Игорь Масленников вручал с легким вздохом сожаления. Грустно, конечно, но справедливо. «Бибинур» снята Юрием Фетингом, учеником Алексея Германа, по повестям Аяза Гилязова. Эта история о старухе из татарской деревни, раздающей долги перед смертью, по сюжету схожа с распутинской повестью «Последний срок». Только Бибинур, до глубины души оскорбленная произволом заграничных рейдеров, сделавших товаром ее родную землю, умирает как героиня, пожертвовав собой ради спасения молодой души. Масленников назвал картину «красивой, сложной и волнующей» и сравнил ее с полотнами Хальса, которые непонятно как сделаны, но мощно воздействуют на зрителя. А «Волки», черно-белое кино, где «враг народа» совершает побег из товарняка вблизи родной Верихи, вроде бы возвращает нас к обличению времен сталинского режима. Так, да не так, кино снято по автобиографической повести Александра Чекменева, который ушел из жизни в дни показа его картины в Гатчине, и исследует проявления человеческой натуры в пограничных ситуациях. А они ох как различны, эти проявления, и картина каждого возьмет за живое. «Мы за такое кино, которое снято ясно и внятно, – сказал Игорь Масленников, –  которое народ будет смотреть». Приз за лучшую мужскую роль вручили Андрею Ташкову, сыгравшему главную роль в семейном кино «Три женщины Достоевского» Евгения и Алексея Ташковых, в картине снялась также Татьяна Ташкова.
Конкурс неигрового кино неизменно собирал полный малый зал. Зрители увидели фильмы «из жизни писателей». Но приз был вручен платоновской картине «Читая «Чевенгур» Владимира Герчикова, президента Гильдии неигрового кино и телевидения. И это он, получая приз, сказал: «Все хорошее кино, которое заставляет человека думать, запрещено на телевидении». Добавим, что и на большой экран выпускают его порой неохотно. Именно об этом был фильм Ирины Бессарабовой «Под говор пьяных мужичков», отмеченный дипломом жюри за авторскую позицию. Картина рассказывает о творческом пути Андрея Смирнова, автора «Белорусского вокзала» и ярких «полочных» работ, о съемках режиссером  нового фильма «Жила-была одна баба», в котором впервые будет приоткрыта завеса над событиями Антоновского восстания на Тамбовщине.
Анимационное кино на фестивале показывали впервые, в честь этого он открывался фильмом Станислава Соколова «Гофманиада. Часть 1. Вероника». Этот проект несколько лет назад режиссер представлял вместе с Михаилом Шемякиным. Это фантасмагорическое кино, в котором реальная биография Гофмана сплавлена с историей его персонажей – Щелкунчика, Песочного человека, Крошки Цахес. А главное – в нем показано, как уродливая реальность трансформировалась в сознании писателя в воображаемый мир, где все было по-другому. И где герой фильма Эрнст встречал свою любовь.
Лучший фильм анимационной программы «Хармониум» Дмитрия Лазарева (приз имени Александра Алексеева) по фантасмагоричности воплощения мира ленинградских коммуналок, дворов-колодцев, улиц, увиденных глазами  юного Даниила Хармса, в чем-то родствен «Гофманиаде». Здесь все так похоже на то, о чем мы читали детям в книжках писателя, но это «все» имеет объем, цвет, голоса, и это так здорово и так весело!..  Чеховский «Очумелов» Алексея Демина (диплом жюри за оригинальную режиссерскую трактовку литературного произведения) – тоже глубокое погружение в мир писателя, тоже фантасмагория, тот самый волшебный перевод языка прозы в язык экрана. «Со вечора дождик» Валентина Ольшванга (диплом за изящный перевод на экран сложного мира легенды) – настоящая драма и трагедия любви, снятая по легенде А. Толстого «Русалка».
На пресс-конференции аниматоры говорили о главной своей боли – отсутствии проката, вспоминали о том, что раньше любой фильм окупался через два года и начинал приносить доход. А сейчас только фестивали дают им возможность дойти до зрителя, и в этом смысле они уповают на гатчинский фестиваль, несущий в народ «просвещение, духовность, культуру». Так, «Гадкий утенок» Гарри Бардина (закрывал программу анимации), рассказали его создатели, успел пройти в 15 кинотеатрах Москвы до того момента, как его выложили в Интернете. И фильм, конечно, не окупил себя. «И где брать деньги? На что снимать новый фильм?» – звучали риторические вопросы.
«А между тем российская школа анимации ценится в мире, – сказала Елена Чернова, получившая диплом жюри «за мастерство в воплощении нравственной проблемы» в фильме «Солдатская песня». – Но как вести наше хозяйство, не имея системы поддержки культуры? На питерской студии «Мельница» все устроено с умом, но как быть остальным художникам? Каналы наши работы не показывают. Вот рядом со мной сидит Валентин Ольшванг, талантливейший человек. Достоверно знаю, как трудно ему пробить заявку на новую работу. Она ложится на долгие месяцы под сукно». «У меня такое впечатление, что России не нужны дети, – сказал Валерий Кожин, автор дебютной ленты «Квадратурин» по рассказу С. Кржижановского. – Где ни покажем свои работы, люди тут же  спрашивают, где можно посмотреть фильмы, купить диски. Ответа нет. Интернет – дело незаконное, но мы за пиратов, это единственное место, где можно показать свое творчество».
На фестивале состоялся «круглый стол» «Экранизации 60-х: от переделок к подражаниям». Зрители Гатчины и многих сел встретились со своими любимцами – Инной Макаровой, Риммой Марковой, Львом Дуровым, Ольгой Аросевой. В кинотеатре «Победа» состоялся концерт Дмитрия Певцова и группы «КарТуш». Аншлаг был на концерте «Последний романтик. Музыкальная поэзия Микаэла Таривердиева», вела который вдова композитора Вера Таривердиева. В завершение фестиваля зрители посмотрели фильм Юрия Кары «Гамлет. XXI век».

Нина КАТАЕВА,
наш спецкор
Гатчина Ленинградской области – Москва