Культура и искусство

Заговорим на разных языках

Старейший русский театр включен в Союз театров Европы
Заговорим на разных языках
Заговорим на разных языках

К номеру:  16 (372)


21 Апреля 2011 года

В Малом театре эту новость придержали к весне, хотя новый статус коллектив приобрел еще осенью. Художественный руководитель театра народный артист СССР Юрий Соломин рассказал журналистам о событии в Международный День театров – незадолго до дня рождения Александра Николаевича Островского.

Новый статус был присужден театру в Греции, на генеральной ассамблее Союза, посредством тайного голосования, рассказал Юрий Соломин. И обязывает труппу Малого театра принять активное участие в «формировании единого театрального и культурного пространства», во славу которого под эгидой Европейского союза уже трудятся 22 театра из 14 стран. А это предусматривает участие в международных театральных фестивалях, присуждении премий «Европа – театру» и «Новая театральная реальность», обмен режиссерами, особое внимание к совместному «взращиванию молодых актеров и режиссеров». Юрий Соломин зачитал приветствие европейцев, в котором было сказано, что «Союз театров Европы (СТЕ) рад видеть в своих рядах самый достойный театр России и ожидает сотрудничества с руководством, а также его драматической школой». «Для нас это дорогое признание, – сказал Юрий Соломин. – Если дома нас зачастую не замечают, то в других регионах мира, оказывается, относятся иначе». Добавим, что среди независимых участников СТЕ известнейшие режиссеры современности – Деклан Доннелан, Сильвио Пуркарете, а среди почетных членов – Анджей Вайда, Патрис Шеро, Кристиан Люпа.
Собственно, мэтрам Малого театра, многие из которых являются педагогами Щепкинского училища, недавно отметившего 200-летие, есть чем поделиться с коллегами из Европы. В мае здесь проведут Совет директоров и расширенную ассамблею Союза театров Европы, а на январь–февраль 2012 года запланировано проведение Фестиваля Союза театров Европы. Первый подобный смотр провели в 1992 году в Дюссельдорфе. С тех пор их было 18. Теперь все флаги будут в гости к нам – ожидается приезд национальных театров Греции, Австрии, Италии, Финляндии, Франции, Израиля, Испании. Кроме спектаклей, конечно же, пройдут мастер-классы и «круглые столы», встречи с ведущими режиссерами и актерами Европы.
На совещании в мае речь, несомненно, зайдет о школе Малого театра, и руководство намерено широко представить педагогов Щепкинского училища – именно отсюда приходят молодые таланты. Тем более что опыт общения у студентов-щепкинцев с европейскими режиссерами и актерами есть. Во время длительных гастролей театра «Пикколо ди Милано», когда представляли «Арлекина», итальянцы занимались с ребятами. И, говорят, так пришлись по душе друг другу, что расставались со слезами. В этом году те студенты оканчивают 4-й курс. Именно дипломные работы будущих артистов очаровали министра культуры А. Авдеева, который сыграл свою роль в продвижении Малого театра на международную арену.
Сказать по правде, старейший театр России продвинул себя сам. Тем, что в век Интернета и клипового мышления сохранил себя, свою душу. Велики его заслуги перед зрителями. В течение последних 20 лет он учредил не один фестиваль в  России, участвует в региональных смотрах. С 1993-го раз в два года на сцене Малого проводят всероссийский фестиваль «Островский в Доме Островского». Проводят, подчеркивают в театре, во славу актеров русской провинции. В будущем году фестиваль, который всегда открывается 12 апреля – в день рождения драматурга, станет международным – наряду с театрами из Украины, Беларуси, Латвии, Казахстана, из Орла и Ростова-на-Дону, приедут труппы из Германии, Австрии, Канады. Малый театр участвовал в создании Фестиваля русских театров Каспийского и Черноморского регионов. В этом году при поддержке Министерства культуры он пройдет в Махачкале. И, к большой радости Малого театра, возрождается Фестиваль драматургии А.М. Горького в Нижнем Новгороде.  
В мае в Тамбове при поддержке Малого театра проведут театральный фестиваль в честь 200-летия выдающегося провинциального русского актера Николая Рыбакова. На открытии покажут спектакль «Не было ни гроша, да вдруг алтын» – из Дома Островского. Впервые в празднике, который проводится в пятый раз, примут участие почетные гости – Ада Роговцева из Киева и Ростислав Янковский из Минска. Премию «За честь и достоинство» вручат актрисе Екатерине Гельфанд (Мокиенко) из Красноярска. На почетное звание «Актер России» и «Актриса России» претендуют замечательные актеры, среди которых – Михаил Каплан из Пензы,  Михаил Бушнов из Ростова, Михаил Пахоменко из Калуги.
Немало замыслов зреет в самом театре. «В этом году мы решили не замахиваться на сложные названия, – сказал Ю. Соломин, – и замахнулись на «Скучную историю» Чехова и… «Войну и мир». Сергей Васильевич Женовач, за которым я наблюдаю уже 10 лет, обещает зрелищный, исповедальный чеховский спектакль под названием «Из записок старого человека», в котором нас заставят поразмышлять на темы жизни и смерти, а также над тем, что и почему нам в жизни не удается. Все волнуются, все работают, но такого, чтобы сначала была читка пьесы, а потом распределение ролей, у нас еще не было. Обычно наоборот. Но у Сергея Васильевича голос мягкий, ему веришь сразу. Сужу по студентам, которые под его руководством вырастают в настоящих актеров. Так что Женовач из тех режиссеров, к которым надо относиться так, как советовала нам когда-то Пашенная: «Если режиссер скажет удариться головой о стену, сначала ударься, а потом скажи «больно». А Сергей Соловьев намерен занять в толстовской эпопее 2,5 труппы, тут и училище, и оркестр попадают.
Григорий Гоберник предлагает прочесть вместе с оркестром музыкальную сказку. Хорошая идея, студентов можно привлечь. Где бы только сказку найти? Русские сказки, они о ком? О зайчике… По телевизору же все каких-то монстров показывают. Внучку как-то спросил: «Это кто?» – «Кошечка». А кошечка эта больше на крысу похожа… Вот оркестр у нас достойный. Необходимость своего существования доказал на гастролях по Волге. Выпускаем без боязни. Еще творческих вечеров ведущих актеров зрители ждут. Но их уговорить надо…»
Под занавес гендиректор Тамара Михайлова успокоила аудиторию – жестких условий Союз театров Европы на Малый не налагает. А идя навстречу предложениям приглашать в Москву западных актеров, оргкомитет будет делать это по собственному разумению, потому что сверхзадачей мастер-классов всегда является объединение молодых актеров независимо от страны. «Мы такие, какие есть, – сказала Тамара Михайлова, – у нас семь нот, и мы на них играем. Мы представляем академическую школу, и от нее не отойдем». «А языковые границы исправим, – добавил Юрий Соломин. – Мастер-классы проведем на четырех языках».
В прошлом году, готовясь к туру по Волге в честь Великой Победы, в Малом театре совместно с МГУ объявили о серии мультимедийных соревновательных игр на основе познавательной викторины «Эврика». Викторина была поискового характера, участников проверяли на знание истории Малого театра, по правилам ответы на вопросы нужно было найти в базе. Викторину опробовали на актерах – справились не все. Выиграли студенты МГУ с факультета вычислительной математики и кибернетики – Александр Карев и Илья Любич. Им и вручили призы.
А на спектакли зрители будут приходить теперь в Малый театр – Театр Европы. Их в связке с Малым драматическим театром Петербурга – уже двое.

Нина КАТАЕВА