Главная тема

Небесные МАКСимы

Традиционный Международный авиакосмический салон МАКС-2007 обещает стать рекордным во всех отношениях
Небесные МАКСимы
Небесные МАКСимы

К номеру:   ()


01 Августа 2007 года

Традиционный Международный авиакосмический салон МАКС-2007 обещает стать рекордным во всех отношениях. На летном поле ЛИИ в подмосковном Жуковском развернули свои экспозиции 540 российских и 247 зарубежных компаний из 39 стран, что на треть больше, чем на предыдущем салоне.
– Новинками станут единые экспозиции производителей и разработчиков самолетов, вертолетов, двигателей и авиационного вооружения. Особое место отведено демонстрации продукции Объединенной авиастроительной корпорации. Как никогда, широко представлена малая и деловая авиация, – рассказывает генеральный директор авиасалона Дмитрий Шулепов.
Всего выставлено около 300 самолетов и вертолетов – это также рекорд, создавший организаторам определенные трудности. По словам Бориса Шулепова, впервые за историю МАКСов для стоянки не хватило полосы. И часть крылатых экспонатов пришлось разместить на аэродромной лужайке. Причем многие из них будут продемонстрированы впервые.
Премьерой салона стали, в частности, две «микояновские» машины – суперсовременный истребитель МиГ-35 и корабельный борт МиГ-29К, разработанный по заказу Индии.
Вместе с российскими представлены и французский «Мираж», американский истребитель F-15 и легендарный ветеран, стратегический бомбардировщик B-52. Любопытный момент: едва заокеанская крылатая команда приземлилась в аэродроме в Жуковском, первое, что сделали американцы, – потребовали от организаторов усилить охрану их экспонатов, выставив у самолетов дополнительные наряды милиции. Требование, по меньшей мере, странное и неожиданное. Американцы не впервые участвуют в МАКСе, но в предыдущие годы подобных претензий от них не поступало.
Летная программа МАКСа традиционно вне конкуренции. Здесь он даст сто очков вперед любому зарубежному салону, включая чопорные Фарнборо и Ле-Бурже. За рубежом пилотов связывают по рукам и ногам всевозможные инструкции и ограничения, что мешает им показать свой истинный класс и выжать из машины максимум возможностей. В Жуковском с этим всегда было попроще. Пилоты закладывают в небе такие виражи, что у зрителей, особенно новичков, впервые оказавшихся в Жуковском, от восторга перехватывает дух.
Деловая часть МАКСа также обещает быть крайне насыщенной. Например, компания «Трансаэро» планирует оформить договор на покупку 10 ближнемагистральных пассажирских самолетов RRJ-100 на сумму 300 млн долларов. Кроме того, ожидается, что немецкая авиакомпания Blue Wings подпишет твердый контракт на поставку пяти самолетов Ту-204М. Всего же, по мнению организаторов, счет подписанных договоров может идти на миллиарды долларов, что станет еще одним рекордом нынешнего МАКСа.
Помимо гражданской зарубежных «купцов», как всегда, привлекает наша боевая авиатехника.
На авиасалоне МАКС-2007, как всегда, одной из самых колоритных была экспозиция холдинговой компании «Сухой». Особым вниманием специалистов и зрителей пользовался новейший всепогодный фронтовой бомбардировщик Су-34.
Правда, строго говоря, «традцатьчетверка» в Жуковском не новичок. Этот уникальный по многим параметрам борт можно было увидеть и на предыдущих МАКСах – как на стоянке, так и в воздухе. Разница – в изменившемся статусе.
Прежде это был многообещающий проект КБ. Теперь – полноправный боевой самолет, который запущен в серию и принят на вооружение российских ВВС. Причем это знаменательное событие произошло совсем недавно – 3 августа. В этот день ровно в 13.00 по московскому времени первая серийная машина приземлилась на летном поле Липецкого центра боевого применения Военно-воздушных сил. «Суперсухарь» прилетел сюда из Новосибирска, где он был собран на авиазаводе им. В.П. Чкалова (НАПО).
Специалисты Липецкого центра научат его по-настоящему воевать, применяя весь арсенал ракетно-бомбового вооружения, а также досконально изучат боевые возможности и выработают рекомендации по его эксплуатации. После чего «Сухой» будет передан в одну из строевых частей.
– Наше КБ оказалось единственным в мире, сумевшим совместить, казалось бы, несовместимое – объединить в одном самолете высокоманевренный истребитель, способный выполнять едва ли не все фигуры высшего пилотажа, и бомбардировщик, трудно уязвимый для средств ПВО, – поясняет директор программы СУ-34 ОКБ «Сухого» Алексей Куклин. – В результате получился многофункциональный ударный комплекс с высокоточным оружием. Он способен воевать практически на неограниченных дальностях, днем и ночью, в любых метеоусловиях. Возможности машины таковы, что экипаж способен одновременно работать и по земле, и отражать атаки воздушного противника, сопровождая сразу десять целей. На такую, образно говоря, всеядность не способен ни один самолет в мире.
Важное дополнение: Су-34 – это первый российский боевой самолет, запущенный в серийное производство за последние 16 лет. Разработка его началась еще в советское время.

Крепок задним умом
Опыт военных конфликтов 70-80-х годов, в том числе война в Афганистане, показал, что фронтовой бомбардировщик, чтобы эффективно решать задачи в условиях современного боя, должен обладать маневренностью истребителя и живучестью штурмовика.
Исходя из этих факторов, командование ВВС выдало ОКБ «Сухого» ряд ключевых рекомендаций по проектированию перспективной машины. Работы над ней начались в 1987 году. В качестве исходной платформы конструкторы выбрали двухместный учебно-боевой борт Су-27 УБ. Наиболее радикальной переработке подверглась передняя часть прототипа. Специалисты НАПО изготовили принципиально новую секцию с бронированной кабиной экипажа и характерным утинообразным носовым обтекателем и установили ее на модернизированный планер «спарки». Первый полет опытного образца будущего бомбардировщика состоялся 13 апреля 1991 года.
За прошедшее с того дня время самолет сменил три имени – Су-27 ИБ, Су-32 и наконец Су-34. Причем сегодняшний вариант отличается от стартового образца буквально всем – начиная с шасси и заканчивая электроникой, которая многократно превосходит ту, что была на первых машинах. Можно сказать, что самолет крепок даже задним умом. Характерной его чертой, в частности, является сильно развитая центральная хвостовая балка. Там можно расположить всевозможную аппаратуру. Например, в морском варианте Су-34 в эту балку будет устанавливаться оборудование для обнаружения подводных лодок.
Перехватив на загоризонтной дальности сигнал субмарины, всплывшей под перископ на сеанс радиосвязи, Су-34 передаст ее координаты группе бомбардировщиков либо поразит ее сам четырьмя противолодочными торпедами. Для поиска и уничтожения подлодок, идущих на глубине, «тридцатьчетверка» может также оснащаться специальным магнитометром, буями и бомбами.

Песня с кухней и туалетом
Необычны шасси самолета. Они выполнены по усиленной схеме с использованием двухколесных тележек.
– Подобная конструкция шасси позволяет самолету, чей взлетный вес достигает 45 тонн, садиться и взлетать не только с привычных бетонных, но и с грунтовых полос. В боевой обстановке свойство неоценимое, – считает шеф-пилот КБ «Сухого», Герой России Игорь Вотинцев. – Скажем, американские машины, в частности F-15, могут взлетать только с бетонки, что в известной мере ограничивает возможности их применения во время масштабного конфликта, когда именно аэродромы становятся целью первого удара.
Особая песня – кабина Су-34. При разработке нового самолета военные настаивали на повышении уровня защиты экипажа. Решить эту задачу конструкторам «тридцатьчетверки» помог опыт создания летающего танка Су-25, кабина которого выполнена в виде капсулы из легкого, но прочного титанового сплава. Этот же принцип использован при постройке Су-34, впервые в мировой практике на машинах данного класса. И 17-миллиметровой брони вполне достаточно, чтобы выдержать очередь зенитного пулемета или град осколков авиационных ракет.
При этом сама кабина выглядит непривычно просторной. Су-34 – единственный в мире фронтовой бомбардировщик, где каждый член экипажа может встать во весь рост и немножко размяться во время полета. Здесь есть даже кухня и туалет. Кресла летчиков размещены не тандемом один позади другого, а по-автомобильному – плечом к плечу. По мнению экспертов, это улучшает взаимодействие пилотов в бою и снижает их утомляемость – ведь дальность полета бомбардировщика достигает 4000 км, но и это не предел. Су-34 может заправляться в воздухе от летающего танкера, что значительно увеличивает его боевую дистанцию.
Один из коньков нового бомбардировщика – скоростной бросок к цели на малой высоте с автоматическим огибанием рельефа. Причем горы и возвышенности «традцатьчетверка» может обходить не только по вертикали, но и по горизонтали, что повышает скрытность выхода к цели. При этом вся информация о состоянии самолета, его систем, о бортовом оружии и точке пути наглядно воспроизводится на пяти цветных дисплеях в пилотской кабине. Возможности бортовых локаторов таковы, что земная поверхность отражается на экранах с четкостью цветной фотографии.
Командование ВВС России планирует в этом году закупить 6 таких самолетов. А начиная с 2008 года новые машины начнут поступать в строевые части партиями по 10 самолетов в год. По оценкам специалистов, общие потребности российских ВВС достигают 200 единиц. Предполагается, что Су-34 заменят стоящие на вооружении бомбардировщики Су-24 и частично – дальние бомбовозы Ту-22 М3. Похоже, что не зря специалисты предрекают этой уникальной по своему потенциалу и внешнему драконообразному виду машине большое будущее.
Достойных конкурентов в своем классе у «тридцатьчетверки» просто-напросто нет, в том числе и за рубежом. А если они и появятся, то очень не скоро.