Главная тема

КОКА И ОКОЛО

Что же на самом деле пьют наши дети?
КОКА И ОКОЛО
КОКА И ОКОЛО

К номеру:   ()


01 Августа 2007 года

Все началось вроде бы с пустяка. Приобрел в одном из наших криворожских супермаркетов пол-литра кока-колы. И почему-то решил поинтересоваться, что же это за питье?
Забрел на сайт The Coca-Cola Company (http://coca-cola.ru/about/formula/html) и изумился. Там был размещен рецепт кока-колы, хотя скорее его можно назвать перечнем используемого сырья. Согласно тексту кока-кола содержала: кофеин, ванилин, ароматизаторы (апельсин, лимон, мускатный орех, корица, кориандр, неролиевое масло), жидкий экстракт коки, лимонную кислоту, сок лайма, сахар, воду, карамель. Почему содержала? А потому что после того, как я обратился к «Кока-кола Бевериджиз Украина Лимитед» с просьбой печатать этот «рецепт» на официальной этикетке напитка, информация на сайте была отредактирована. То ли рецепт изменили, то ли запас экстракта коки иссяк.
Письменный ответ украинского производителя кока-колы содержал пожелание читать только этикетку и не лезть «куды нэ трэба». С глубоким подозрением, что меня, мою семью и всех потребителей попросту разводят, я изучил нормативную сторону этой проблемы.
Закон Украины «О защите прав потребителей» не только предоставляет потребителю право на необходимую, доступную и достоверную информацию о продукции, но и обязывает продавца это делать!
То есть открыто публиковать данные о составе продуктов питания (включая перечень использованного в процессе их изготовления сырья, в том числе пищевых добавок), номинальном количестве веществ (массе, объеме и т.п.), пищевой и энергетической ценности, условиях использования. И предостережения относительно употребления этих продуктов.
Кроме того, информация должна доводиться до сведения потребителей в сопроводительной документации, прилагаемой к продукции, на этикетке, а также в маркировке или иным способом в доступной наглядной форме. Информация о продукции может быть размещена в местах, где она реализуется, а также, по согласию потребителя, доводится до него при помощи средств дистанционной связи. Другими словами, не хочет производитель наносить на этикетку всю необходимую информацию – пусть издает брошюрку (листовку), делает табличку и крепит ее к бутылочке с напитком.
Ничего этого в случае с кока-колой нет!
Как ни рассматривай ее этикетку, как ни читай сертификат качества, вывод очевиден – производитель кока-колы не разглашает список пряно-ароматического растительного сырья и натуральных ароматизаторов, входящих в состав напитка.
Кстати, слышал, что еще в 1999 году представители российского Госпотребстандарта разбирались в схожей ситуации по кока-коле. Вывод, кажется, был тот же – производитель обязан предоставить потребителю перечень сырья, использованного в производстве продукта. А теперь пусть читатель оценит всю парадоксальность ситуации. На мой взгляд, и российским, и украинским госорганам, призванным защищать права потребителей, должна быть очевидна ситуация с нарушением прав потребителей со стороны транснациональной корпорации. Но, как говорится, дальше – тишина. Фактически таким образом защищаются интересы производителя. От потребителя.
В 2005 году московский адвокат Игорь Смыков грозился опубликовать результаты такой экспертизы и недвусмысленно намекал в прессе на наличие в кока-коле наркотических веществ. Любопытно, что до проведения таких экспертиз он, похоже, был уверен в том, что напиток содержит лишь лошадиную дозу кофеина. И никаких наркотиков искать там не собирался. Но с тех пор об адвокате ни слуху, ни духу. Предполагаю два варианта его дальнейшей судьбы (оба – шуточные): или парня закопали, или он уже пару лет отдыхает на Канарах.
Могу поделиться другой информацией, которую также почерпнул в Интернете. До 1935 года кокаин официально входил в состав кока-колы. После перевода кокаина в разряд наркотиков производитель засекретил формулу напитка и, по слухам, заменил наркотик на жидкий экстракт коки.
Пронаблюдаем за рекламой кока-колы: «Открой с кока-колой волшебный мир вокруг!», «Все будет кока-кола, присоединяйся!», «Наслаждайся летом вместе с кока-колой!»
А теперь посмотрим, что такое кока-кола, что там написано на этикетке: «БЕЗАЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК НА ПРЯНО-АРОМАТИЧЕСКОМ РАСТИТЕЛЬНОМ СЫРЬЕ. СОСТАВ: ВОДА ПИТЬЕВАЯ, САХАР, ДВУОКИСЬ УГЛЕРОДА, САХАРНЫЙ КОЛЕР ІІ (КАРАМЕЛЬ (Е 150b)), ОРТО-ФОСФОРНАЯ КИСЛОТА, НАТУРАЛЬНЫЕ АРОМАТИЗАТОРЫ, КОФЕИН. ТУ 14342901. 012-2000».
Теперь присоединим к рекламному лозунгу весь незамысловатый состав напитка и прочитаем еще раз. Интересный смысл возникает. А если допустить, что в состав кока-колы все-таки входит жидкий экстракт коки, то реклама наполняется вполне реальным, можно даже сказать – философским смыслом.
Каждый человек должен взять на себя посильную ношу по наведению порядка в стране, области, городе, улице, доме. Придерживаясь такой точки зрения, я считаю войну против Coca-Cola Company своей личной войной и не успокоюсь, пока не будет достигнут справедливый баланс интересов производителя и потребителя.

Владимир ПРИВАЛОВ Украина, г. Кривой Рог
От редакции: Этот материал пришел к нам из украинского города Кривой Рог, но затронутая в нем проблема наверняка будет интересна и белорусским, и российским читателям. Ждем ваших откликов. Фото взято с сайта http://www.cocacola.ru/