Главная тема

[50] Согласие достигнуто

13-14 ноября в Москве, в здании Государственной Думы на Охотном ряду, работала XXXII Сессия Парламентского Собрания Союза Беларуси и России.
[50] Согласие достигнуто
[50] Согласие достигнуто

К номеру:   ()


01 Ноября 2007 года

Сессию открыл Председатель ПС СБР, Председатель Государственной Думы Борис Грызлов. Поздравив Вадима Попова с избранием на пост Председателя Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, он сказал, что межпарламентская деятельность всегда оказывалась надежным средством развития союзных отношений России и Белоруссии. Конструктивная позиция депутатов Парламентского Собрания, заложивших основы формирования правовой системы Союзного государства, играет в этом процессе благотворную роль.

Динамика союзного строительства

В настоящее время, продолжил Б. Грызлов, Россия и Белоруссия во многом благодаря своим союзническим отношениям и связям являются динамично развивающимися государствами. Бюджет Союзного государства ежегодно увеличивается. Достаточно высокими темпами растут объемы межгосударственного торгового оборота, который в текущем году впервые превысит 20 миллиардов долларов. Реализуются договоренности в рамках заключенного межправительственного соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Важные позитивные сдвиги начались в решении проблемы формирования собственности Союзного государства. При окончании внутригосударственных процедур по вводу в действие подписанного сторонами соглашения о регулировании вопросов собственности Союзного государства (в Российской Федерации уже принят соответствующий федеральный закон) бюджетные средства материализуются в объекты собственности. Тем самым повысится эффективность бюджета Союзного государства как финансового инструмента достижения целей и решения задач союзного строительства.
Борис Грызлов обратил внимание собравшихся на то, что позитивный сигнал об активизации сотрудничества в экономической сфере пришел с недавнего заседания Совета Министров Союзного государства, состоявшегося в городе Минске. Совмин, сказал он, считает необходимым ужесточить контроль использования бюджетных средств и выполнения ранее принятых решений. При этом проблемные вопросы двустороннего взаимодействия в энергетической, таможенной, транспортной, продовольственной сферах и производственной кооперации будут решаться совместными группами, возглавляемыми заместителями руководителей профильных министерств и ведомств Республики Беларусь и Российской Федерации. Председатель Парламентского Собрания заявил, что союзные депутаты поддерживают эти инициативы исполнительных органов власти Союзного государства и готовы оказывать всяческую поддержку их реализации.
Новые возможности появились и в совместном решении социальных проблем. Подписаны российско-белорусские соглашения в части социального обеспечения и оказания медицинской помощи гражданам Белоруссии и России, гарантий их равных прав на свободу передвижения и выбор места жительства на территории Союзного государства. Недавно российская и белорусская стороны ратифицировали Протокол к российско-белорусскому соглашению об избежании двойного налогообложения. В соответствии с этим документом граждане Белоруссии, работающие на территории России, будут считаться ее резидентами и платить налог не 30, как ранее, а 13 процентов.
Активно и успешно развивается многостороннее сотрудничество между российскими и белорусскими регионами, что отметил Президент Республики Беларусь А.Г. Лукашенко на встрече в Минске с российскими журналистами. Все это, как отмечалось в приветствии Президента России В.В. Путина участникам торжественного собрания по случаю Дня единения народов России и Беларуси, позволяет «уверенно смотреть в будущее российско-белорусской интеграции».

Кадровые перестановки

Слаженная работа участников сессии стала лучшим подтверждением этих слов. Депутаты единогласно проголосовали за принятие в их ряды новых членов. Первым заместителем Председателя ПС СБР был избран Попов Вадим Александрович, заместителем Председателя - Заболотец Сергей Макарович. Парламентарии также признали полномочия Губайдуллина Экзама Саматовича и Ильюшкина Евгения Павловича, делегированных Советом Федерации Федерального Собрания РФ соответственно в состав Комиссии по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий и в состав Комиссии по информационной политике. Полномочия членов депутации Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Николая Яковлевича Медведева и Андрея Константиновича Шмелева, Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь Владимира Николаевича Коноплева и Владимира Михайловича Мальца прекращены.

Усилить ответственность за исполнение бюджета

Основное внимание в первый день работы парламентарии уделили проблемам, касающимся союзных бюджетов. В частности, рассмотрели вопросы об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета за 2005 год, о ходе исполнения и внесении изменений и дополнений в бюджет 2007 года, приняли изменения и дополнения, направленные на совершенствование «Порядка формирования и исполнения бюджета Союзного государства», и бюджет-2008 в первом чтении.
Докладывая вопрос «Об отчете Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета Союзного государства за 2005 год», Государственный секретарь Союзного государства Павел Бородин заявил, что отсутствие соответствующей нормативно-правовой базы открывает возможности для нарушений. Он предложил участникам сессии выработать рекомендации, направленные на повышение ответственности государственных заказчиков за невыполнение союзных программ в установленные сроки и в полном объеме. Госсекретарь согласился с замечаниями Счетной палаты РФ и Комитета государственного контроля Республики Беларусь, сделанными по итогам проверки работы союзного Совета Министров и Постоянного Комитета.
Например, аудитор Счетной палаты Виктор Касауров указал, что сводная бюджетная роспись расходов и доходов была утверждена Госсекретарем по истечении трех месяцев после установленного срока. Остатки средств, образовавшиеся к 1 января 2005 года, были перечислены в национальные бюджеты только к февралю 2007 года.
Досталось и Минфину России, который, в нарушение утвержденной бюджетной росписи, перечислял долевые квартальные взносы Российской Федерации в пропорциях: 38,1 процента, 148,2, 106,7 и 100, что привело к неравномерному финансированию программ, подпрограмм и мероприятий. Отсутствовали нормативные правовые документы, учитывающие курсовую разницу фактического исполнения бюджета, единый подход организации и методологии учета его исполнения финансовыми органами государств-участников. Были нарушения при выполнении программ, подпрограмм и мероприятий, в финансово-хозяйственной деятельности органов Союзного государства и другие.
Председатель Комиссии по бюджету и финансам Владимир Никитин тоже не обошелся без критики. Отметив большую задержку работы над бюджетом, он предложил поручить союзному Совету Министров привлечь должностных лиц, допустивших нарушения бюджетного законодательства, к ответственности, уточнить функции подразделений Постоянного Комитета, предусмотреть повышение ответственности отраслевых департаментов за разработку и выполнение программ, подпрограмм, проектов и мероприятий. С последним предложением был полностью согласен и Государственный секретарь. Впрочем, как и с требованиями Владимира Никитина вернуть средства, использованные не по целевому назначению, неправомерно перечисленные в федеральный бюджет и так далее, в бюджет Союзного государства. Дело в том, что зачастую «игры» с союзными средствами вызваны не чьим-то злым умыслом, а несовершенством национальных законодательств.
Ясность в этот вопрос внес председатель Комиссии по законодательству и Регламенту Сергей Антуфьев. Чтобы уйти от зарождающейся болезни недоиспользования средств, заложенных в расходной части бюджета, пояснил он, необходимо не только внести изменения в порядок его формирования и использования, но и принять соответствующее межправительственное соглашение. В национальных законодательствах, сказал он, есть отличия и в понятийных аппаратах, и в нормах, регламентирующих возврат союзных средств в случае их нецелевого использования. Например, Гражданский кодекс РФ говорит о том, что их можно списать только по решению суда или при наличии соответствующего договора между клиентом и банком, а в Белоруссии эти нормы регулируются указом президента. Поэтому, чтобы этими нормами можно было пользоваться сегодня, надо использовать Конституции России и Белоруссии, говорящие о верховенстве наднационального законодательства.
Несмотря на имеющиеся недостатки, Владимир Никитин все же рекомендовал Высшему Государственному Совету утвердить отчет об исполнении бюджета за 2005 год.
В ходе сессии депутаты также рассмотрели вопросы о погашении задолженности по кредитам, предоставленным из бюджета Союзного государства по программе «Развитие производства телеаппаратуры на предприятиях Республики Беларусь и Российской Федерации»; об условиях аренды служебных квартир Секретариатом ПС для квотных работников Республики Беларусь; разработке механизма исполнения союзного бюджета, исключающего перефинансирование (недофинансирование) расходов бюджета Союзного государства на территории Белоруссии из-за изменения курса белорусского рубля к российскому. И предложили внести соответствующие изменения в Порядок исполнения бюджета Союзного государства через органы федерального казначейства Минфина России и Минфина Белоруссии.
Владимир Никитин обратился к участникам заседания с просьбой поддержать предложение Постоянного Комитета включить в список финансируемых бюджетом-2008 программ, находящихся на высокой стадии готовности, и рассмотреть вопрос, касающийся Соглашения о союзной собственности. Российская сторона, пояснил председатель Комиссии по бюджету и финансам, его уже ратифицировала. Белорусская сторона тоже готова это сделать. Ратификация соглашения, по мнению В. Никитина, придаст новое направление работе и Парламентского Собрания, и Совета Министров, и Постоянного Комитета, и запустит совершенно другой механизм движения союзных средств. С ним полностью согласны Виктор Касауров, считающий, что реализация соглашения позволит получать дополнительные доходы в союзный бюджет, и председатель Комиссии по экономической политике Олег Толкачев, заявивший, что вопрос об инвентаризации союзной собственности уже перезрел. В рамках Постоянного Комитета, убежден он, давно пора создать структуру, которая бы этим занималась. В противном случае можно столкнуться с неприятными последствиями.
Председатель Комиссии по вопросам внешней политики Николай Чергинец с горечью говорил о том, что отсутствие должного контроля и необходимой нормативно-правовой базы стало причиной того, что половина средств бюджета-2005 оказались не задействованы, и предложил свой механизм согласования проекта. Если, например, сказал он, государственные структуры к указанному сроку не согласовали проект, будем считать его согласованным. Это, по его мнению, заставит нерадивых чиновников работать с большей отдачей.

Бюджет-2008

14 ноября сессия приняла бюджет на 2008 год в сумме 4 061 000,0 тыс. российских рублей и постановила внести его в Высший Государственный Совет на утверждение. Отчисления Российской Федерации 2 640 000,0, Республики Беларусь – 1 421 000,0 тыс. российских рублей. Расходная часть бюджета – 4061,0 млн рублей – включает финансирование 38 программ, подпрограмм и мероприятий.
Из раздела «Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов» и остатков средств бюджета Союзного государства прошлых лет предусмотрена возможность финансирования программ, которые должны быть утверждены в 2008 году. Например, «Обустройство внешней границы Союзного государства на период 2007-2011 годов», «Разработка унифицированного мобильного многофункционального комплекса внешнетраекторных измерений двойного назначения на базе специальных оптоэлектронных систем и сверхвысокочастотных элементов», «Реализация информационных технологий общих таможенных процессов на территории государств - участников Союзного государства», «Программа совместной деятельности по дальнейшему сближению законодательства в социально-трудовой сфере и уровней социальных гарантий граждан Белоруссии и России», «Совершенствование и содержание объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации», «Борьба с преступностью на территориях государств - участников Договора о создании Союзного государства на период 2008-2012 годов», «Разработка базовых элементов, технологий создания и применения орбитальных и наземных средств многофункциональной космической системы».
Депутаты полагают, что Декрет о бюджете с большой долей вероятности может быть принят на декабрьском заседании ВГС. Это даст возможность открыть финансирование союзных программ и мероприятий уже с 1 января 2008 года.
Парламентское Собрание еще раз обратилось к Совету Министров Союзного государства с предложением проинформировать депутатов о том, как идет разработка нормативных документов, регламентирующих право на лечение и реабилитацию россиян и белорусов, пострадавших от чернобыльской катастрофы, в Республиканском научно-практическом центре радиационной медицины и экологии человека в Гомеле, а также в других профильных медицинских учреждениях, созданных с использованием средств бюджета Союзного государства.


О почетной грамоте
Участники сессии утвердили внесение изменений и дополнений в Положение о Почетной грамоте ПС Союза Беларуси и России, утвержденное Постановлением Парламентского Собрания Союза Беларуси и России в 1999 году. За это время ею было награждено 247 граждан и организаций. Причем с 1999 по 2005 год было вручено 165 грамот, в 2006 году – 82, а в 2007 году, по словам Ответственного секретаря Парламентского Собрания Сергея Стрельченко, награждения не проводились, что свидетельствует о падении значимости этой формы морального поощрения.
Ответственный секретарь пояснил, что в действующем Положении не ясно отражены некоторые процедурные моменты. В частности, процедура ходатайства о награждении Почетной грамотой. Он полагает, что оно должно направляться на имя Председателя Парламентского Собрания, затем в Комиссию по законодательству и Регламенту, которая должна готовить заключение и соответствующее представление в Совет Парламентского Собрания.
Сергей Стрельченко предложил публиковать информацию о награжденных в газете «Союзное вече». Что, по его словам, будет способствовать росту авторитета Парламентского Собрания и повышению значимости Почетной грамоты. Награждение необходимо сопровождать вручением специального нагрудного знака «Почетная грамота Парламентского Собрания Союза Беларуси и России».
XXXIII Сессию союзные парламентарии решили провести в Минске. Дата проведения будет уточнена в рабочем порядке.