Главная тема

К новой системе отношений

К новой системе отношений
К новой системе отношений

К номеру:   ()


01 Октября 2008 года

Специальный выпуск, посвященный XXXIV сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России Динамика союзного строительства

Впервые союзный бюджет парламентарии Союзного государства Беларуси и России приняли в октябре. Он будет представлен на Высший Государственный Совет Союзного государства. Это революционный прорыв. За время работы участники сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России решили организационные вопросы, предоставили статус постоянных наблюдателей при Парламентском Собрании представителям парламентов Республики Южная Осетия и Республики Абхазия, рассмотрели отчет Совета Министров Союзного государства об исполнении бюджета за 2006 год, доработанный в соответствии с заключением Счетной палаты Российской Федерации и Комитета государственного контроля Республики Беларусь по отчету Совета Министров Союзного государства, ход бюджетного процесса в 2008 году, внесли в бюджет изменения и дополнения. Кроме того, согласились с предложением Комиссии по законодательству и Регламенту создать в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России единый Научно-консультационный совет.
Общий союзный кошелек с согласия всех участников бюджетного процесса увеличен на 20 процентов, хотя в черновиках стояла цифра 13. Этот положительный факт свидетельствует о том, что программы были подготовлены качественно и в срок, депутаты сумели так обосновать необходимость заявленных программ, подпрограмм и мероприятий, что ни Минэкономики РФ, ни Минфин России не устояли против выверенной мотивации.
Весомым аргументом в защиту увеличения объема бюджета выступила и социально-экономическая выгода нашим государствам от реализации и внедрения союзных производственных программ: 5 миллионов дополнительных рабочих мест, созданных на 28 тысячах предприятий Беларуси и России, это не шутка, а реальная возможность повысить жизненный уровень населения, особенно в российских регионах и белорусских областях. Отрадно, что гарантом защиты интересов россиян и белорусов выступает именно Союзное государство.
Однако нельзя сказать, что финансирование или бюджет удовлетворили всех. Например, председатель Комиссии по информационной политике Николай Дубовик считает, что, хотя и удается ежегодно увеличивать объем выделяемых средств на развитие союзных СМИ, их все же недостаточно.
Председатель Комиссии по вопросам внешней политики Николай Чергинец опять не нашел в бюджете раздел «Международная деятельность», поэтому уверен в том, что это крайне негативно скажется на развитии связей и контактов Парламентского Собрания Союза Беларуси и России с различными мировыми парламентскими структурами. Союзное государство может лишиться площадки в ООН, МПА и в других международных сообществах для пропаганды союзного строительства, повышения авторитета Союзного государства на международной арене, ведения диалога с парламентариями о мировых проблемах.
Но есть и положительные примеры. Порадоваться можно за Комиссию по законодательству и Регламенту. Именно ее председатель Степан Шоршоров представлял высокому собранию идею о создании единого Научно-консультационного совета. Она была услышана. Хоть и не выделена отдельной строкой в бюджете, но нашла отражение в Постановлении Парламентского Собрания. Это значит, что в Парламентском Собрании Союза Беларуси и России скоро будет создан мощный научный центр, способный быстро и качественно решать стоящие перед союзными строителями задачи.
Особенное удовлетворение, видимо, испытали члены Комиссии по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам и Комиссии по информационной политике. Их раздел с 5 процентов бюджета был увеличен до 12. Все предложения, вносимые членами этой комиссии, были услышаны и правильно поняты. Все будет профинансировано.
Это значит, что очередные смены кадет и суворовцев смогут не только отдохнуть, но и поправить здоровье. Как и участники ВОВ, локальных войн, жертвы чернобыльской катастрофы, дети, проживающие на загрязненной радиацией территории. Наша молодежь снова встретится на «Славянском базаре в Витебске», на фестивале «Молодежь – за Союзное государство» в Ростове. На территории Союзного государства пройдут гастроли молодежного белорусско-российского симфонического оркестра. После двухлетнего перерыва на фестивале творчества инвалидов «Вместе мы сможем больше» свои таланты продемонстрируют дети с ограниченными физическими возможностями. Пройдут мастер-классы для учащихся художественных учебных заведений России и Беларуси «Союзное государство – молодым талантам XXI века». Состоится совместная выставка из музейных фондов России и Беларуси, посвященная Победе в Великой Отечественной войне, олимпиада школьников Союзного государства «Россия и Беларусь: историческая и духовная общность» и многое другое.
В раздел «Промышленность, энергетика и строительство» включены пять программ. Одна из них – «Разработка унифицированного мобильного многофункционального комплекса внешнетраекторных измерений двойного назначения на базе специальных оптоэлектронных систем и сверхвысокочастотных элементов». Остальные тоже из разряда высокотехнологичных – как раз такие, о которых говорил на Совете Министров Союзного государства премьер-министр России Владимир Путин.
Самое большое финансирование получили силовики. И это правильно, учитывая быстро меняющуюся геополитическую и экономическую ситуацию в мире. На две программы из раздела «Военно-техническое сотрудничество» выделено 582 576,0 тыс. рублей. На семь программ, подпрограмм и мероприятий раздела «Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства» – 1 139 460,5 тыс. рублей.
Весь бюджет официально «стоит» 4 872 000 тыс. российских рублей. Неофициально – за счет остатков прошлых лет и союзной собственности – около 6 миллиардов. Это позволит профинансировать дополнительно еще шесть программ прорывного характера.
По мнению Госсекретаря Союзного государства Павла Бородина, участникам бюджетного процесса удалось достичь конструктивного сотрудничества. Важным было приглашение представителей контрольных органов к формированию бюджета Союзного государства. У них появилась возможность наблюдать его изнутри. Павел Бородин еще раз обратил внимание участников сессии на то, что причиной для различного рода нарушений является отсутствие необходимой правовой базы. Это выявила проверка исполнения бюджета за 2006 год Счетной палатой РФ и Комитетом государственного контроля РБ. Госсекретарь объяснил, что Постоянный Комитет это признает и готов активно разрабатывать нормативно-правовую базу с помощью парламентариев.
В будущем году перед ними стоят серьезные задачи – создание новой системы формирования и исполнения бюджета, этого потребует завершение процесса ратификации Соглашения о собственности Союзного государства. Оно же и обеспечит качественно новый этап союзного строительства.
Сегодня же, как сказал председатель Комиссии по бюджету и финансам Дмитрий Саблин, порядок исполнения бюджета оставляет желать лучшего. Когда около 30 процентов средств бюджета не используется, это, констатировал Д. Саблин, системный сбой в подготовке и планировании бюджетного процесса.
Причины участникам сессии были хорошо известны. Во-первых, систематическое неисполнение статей бюджетных средств. Во-вторых, ежегодные задержки использования бюджетных средств, связанные с проведением конкурсов для исполнителей программ и мероприятий. На это уходит до 8 месяцев. Третье – абсурдная система согласования порядка разработки и реализации проектов программ Союзного государства. Эти проблемы, по мнению Д. Саблина и П. Бородина, можно было бы давно решить, если бы наши финансовые органы хоть раз собрались на совместное заседание коллегий. Впрочем, надежда появилась: такое заседание запланировано на ноябрь.





Из решений XXXIV сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и
России


Бюджет Союзного государства
Принят единогласно в двух чтениях XXXIV сессией Парламентского Собрания Союза Беларуси и России

Доходная и расходная его части составят 4 872 000,0 тыс. российских рублей, что на 20% превышает параметры 2008 года.
Доходы бюджета формируются за счет согласованных отчислений государств-участников, в том числе:
– Российской Федерации – в сумме 3 167 000,0 тыс. российских рублей,
– Республики Беларусь – в сумме 1 705 000,0 тыс. российских рублей.
Расходная часть проекта бюджета Союзного государства на 2009 год включает в себя финансирование 42 программ, подпрограмм и мероприятий.
В бюджете Союзного государства на 2009 год предусмотрены следующие направления бюджетных расходов:
– промышленность, энергетика, строительство, транспорт, связь и информатика – 29%;
– военно-техническое сотрудничество, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – 35%;
– ликвидация чрезвычайных ситуаций и охрана окружающей среды – 5,9%;
– социальная политика, здравоохранение и физическая культура, образование, культура, СМИ – 12% и другие.
В проекте бюджета Союзного государства на 2009 год в разделе «Прочие расходы, не отнесенные к другим видам расходов» предусмотрена возможность финансировать новые программы, подпрограммы, проекты и мероприятия Союзного государства, которые будут утверждены в установленном порядке в 2009 году, в том числе:
– программа «Разработка и освоение серий интегральных микросхем и полупроводниковых приборов для аппаратуры специального назначения и двойного применения»;
– программа «Разработка технологий и организация опытного производства высокоэффективных и биологически безопасных лекарственных средств нового поколения и биологически полноценного детского питания на основе лактоферрина человека, получаемого из молока трансгенных животных»;
– программа «Разработка нанотехнологий создания материалов, устройств и систем космической техники и их адаптация к другим отраслям техники и массовому производству».

Научно-консультативный совет
Решение о создании Научно-консультативного совета Парламентского Собрания Союза Беларуси и России принято 16 октября 2008 года на первом заседании XXXIV сессии Парламентского Собрания.
Научно-консультативный совет призван решать задачи научного обоснования процесса союзного строительства и обеспечивать координацию научной работы по всем направлениям деятельности Парламентского Собрания, включая совершенствование нормотворческой деятельности.



КАЧЕСТВЕННО НОВЫЕ РУБЕЖИ СОЮЗНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

«В целом союзный бюджет-2009 радует»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по законодательству и Регламенту, заместитель председателя Комитета Государственной Думы по делам национальностей Степан ШОРШОРОВ:
– В целом союзный бюджет на 2009 год радует. По сравнению с прошлогодним он вырос на 20 процентов. Если приплюсовать остатки и доходы от союзной собственности, его объем увеличится почти до 6 млрд рублей. Это позволит нам финансировать все заявленные союзные программы, подпрограммы и мероприятия, а их 42, и 6 дополнительных программ.
Доволен я и тем, что предложение о создании единого Научно-консультационного совета (НКС), с которым вышла наша комиссия, было услышано. Хоть и не вошло в бюджет отдельной строкой, но попало в Постановление Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Некоторые депутаты думают, что работать в НКС можно на общественных началах. Но в наше время, в условиях рыночной экономики каждый труд должен быть оплачен, и ведь даже в общественной организации есть затраты на канцелярские принадлежности, транспортные расходы и так далее. Любая идея, не подкрепленная финансами, – мертворожденное дитя.
Работу Парламентского Собрания в этом году можно охарактеризовать как конструктивную и плодотворную. Депутаты провели массу полезных встреч, семинаров, «круглых столов». Решили очень важные вопросы, затрагивающие интересы всех граждан Союзного государства, в социальной сфере, в области трудового законодательства, здравоохранения, социального обеспечения, обороны и безопасности, охраны границ, военно-технического сотрудничества и так далее.
Очень порадовала нас встреча на Совете Министров Союзного государства Владимира Путина и Александра Лукашенко. Там были поставлены очень серьезные задачи, направленные на ускорение интеграционного движения России и Беларуси, модернизацию наших отношений по всем направлениям. Из-за этого, собственно, и возник вопрос о создании НКС. Наши президенты и председатели правительств поставили перед Парламентским Собранием Союза Беларуси и России и Постоянным Комитетом Союзного государства такие ответственные задачи, решение которых невозможно без привлечения российских и белорусских ученых.
В будущем году союзных парламентариев ждет большая, серьезная работа. Во-первых, необходимо подготовить окончательную редакцию Конституционного Акта Союзного государства с учетом изменившейся геополитической обстановки, вызовов времени, внешних угроз. Необходимо сблизить национальные конституции, парламент-ские Регламенты, законы. Сейчас же нередко получается: что запрещено белорусским законом, разрешено российским законодательством. И наоборот. Двоякое толкование закона делает его недееспособным и не дает парламенту конструктивно работать и юридически оформить Союзное государство – провести референдумы, избрать легитимный, полноценный парламент, подкрепить его работу наукой, создать наднациональный суд.
О белорусских коллегах могу сказать только хорошее, работать с ними приятно. Это профессиональные, работоспособные люди. Состав белорусского парламента претерпел очень большие изменения. В новом составе, насколько я знаю, есть выходцы из исполнительной власти, то есть государственные люди. Значит, они хорошо знают жизнь, проблемы населения, регионов. Им будет легко настроиться на плодотворную работу. И я не сомневаюсь, что именно такой она и будет.

«Нам нужны прорывные программы»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по экономической политике, председатель Комиссии Совета Федерации по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Олег ТОЛКАЧЕВ:
– Союзный бюджет заметно подрос и составил 4872000 тыс. российских рублей. Отчисления Российской Федерации – 3167000, белорусской – 1705000 тыс. рублей. Однако в 2009 году его объем перешагнет официальные 5 миллиардов и превысит
6 миллиардов – за счет прошлогодних остатков, включения в бюджетный процесс Соглашения о собственности Союзного государства, которая создавалась в течение всех лет строительства единого государства. Ее давно пора взять в России на учет: в Белоруссии это уже делают.
Нам удалось добиться многократного увеличения товарооборота между Россией и Беларусью. В январе – июне 2008 года он достиг 18011,3 млн долларов США. Рост по сравнению с январем – июнем 2007 года – 60,7 процента. Успешно развивается интеграция по всем направлениям сотрудничества, чему способствует сближение условий хозяйствования, укрепление кооперационных связей между белорусскими и российскими предприятиями, областями и регионами. Мы создали надежную систему обороны и безопасности двух государств и продолжаем ее совершенствовать.
Российские и белорусские граждане свободно передвигаются на территории Союзного государства, выбирают место жительства. В рамках Союзного государства реализуется большое количество совместных промышленных и научных программ. В будущем году из союзного кошелька будут финансироваться 42 программы, подпрограммы и мероприятия. Плюс 6 дополнительных программ.
Надеюсь, что 2009-й может войти в историю Союзного государства как год обсуждения и принятия Конституционного Акта Союзного государства, формирования постоянно действующего наднационального Совета Министров, Счетной палаты, Верховного суда, как это было записано в Договоре о создании Союзного государства. И главное, теперь у нас появилась возможность вплотную заняться решением вопросов, связанных с союзной собственностью.
Необходимо серьезно заняться и строительством единого информационного пространства, особенно в условиях непрекращающейся информационной войны против наших государств, резко усилить активность союзных СМИ, которым пора перешагнуть границы Союзного государства и смело осваивать постсоветское пространство. Российские теле- и радиоэфиры заняты на союзном направлении не делом. В то время как союзное телевидение с большим трудом пытается пробиться на центральные российские каналы, нам, парламентариям, давно пора очистить эфир от кровавых боевиков, пошлости и безвкусицы.
С белорусскими коллегами работаю с удовольствием. Вижу их заинтересованность, активность. Состав белорусской депутации в этом году изменился коренным образом. В Парламент-ское Собрание пришли новые люди – очень грамотные, стремящиеся работать на Союзное государство. Сенаторы и депутаты с российской стороны тоже относятся к союзнической работе с душой и открытым сердцем. Поэтому, думаю, к важной и ответственной работе по гармонизации национальных законодательств в будущем году приступим с энтузиазмом и полной отдачей. Тем более после слов Владимира Путина, прозвучавших на заседании Совета Министров Союзного государства, о том, что нам нужны прорывные программы, теснейшая кооперация в нанотехнологиях, мощная оборона, рублевый пул и единое платежное средство. Чувствуется, что союзное строительство получило мощный стимул для ускорения российско-белорусской интеграции по всем направлениям.

«Бюджет любит счет»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по бюджету и финансам, первый заместитель председателя Комитета Государственной Думы по собственности Дмитрий САБЛИН:
– На мой взгляд, работа над бюджетами на этой сессии была конструктивной. Мы заслушали доклад об исполнении бюджета за 2006 год, внесли изменения в текущий и приняли – беспрецедентный случай – бюджет 2009 года в октябре. Уверен, что он будет утвержден Высшим Государственным Советом. Для строительства Союзного государства это очень важно, поскольку позволит вовремя начать финансирование союзных программ, подпрограмм и мероприятий, а их – 42.
Радует, что депутаты смогли убедить финансовые органы увеличить бюджет не на 13, как планировалось вначале, а на 20 процентов. Фактически его объем превысит 5 миллиардов рублей – за счет остатков прошлых лет. С помощью дополнительных средств можно будет профинансировать 6 дополнительных, очень важных для союзного строительства программ.
К сожалению, несмотря на положительные сдвиги, объем союзного кошелька все еще сравним с бюджетом среднего муниципального образования Российской Федерации. А мог быть гораздо больше, если бы наш Союз юридически получил статус Союзного государства.
Рутинная, привычная работа депутатского корпуса над бюджетом скоро перестанет быть таковой. В ближайшее время мы завершим процесс ратификации Соглашения о союзной собственности. Это заставит нас забыть все, что было до этого знакового события, и перейти к иным принципам формирования бюджета, новой системе отношений, начиная с учета союзной собственности и заканчивая распределением бюджетных средств.
И этой работе могут мешать не только бюрократические препоны, но и так называемый человеческий фактор. Депутаты, и не только, должны перестроить сознание и понять, что после того, как Россия и Беларусь перечислили деньги в союзный бюджет, средства принадлежат не им, а Союзному государству и никакого отношения к национальным бюджетам не имеют. Зачастую и сегодня так называемый патриотизм мешает участникам бюджетного процесса осознать этот простой факт. Прежде всего я имею в виду Министерство финансов России, постоянно стремящееся распоряжаться средствами, лежащими в союзном кошельке.
В подтверждение своих слов приведу пример из практики исполнения бюджета-2006, около 30 процентов которого не было освоено. Почему? Во-первых, потому, что из-за сложной системы и порядка проведения конкурсов и тендеров средства на выполнение программ можно было начинать использовать в сентябре, а то и в декабре. Исполнители физически не в состоянии их освоить. Сегодня Минфин России отказывал нам в деньгах на проведение спартакиады Союзного государства для детей и юношества. Мотивация проста: в прошлом году на проведение лыжной эстафеты выбраны не все средства. Формально они правы, а по существу – нет: как их можно было выбрать, если на лыжные соревнования деньги были выделены только в мае?!
Еще одна проблема, мешающая работе над союзными программами, – размер авансовых платежей. Если законодательство Беларуси предусматривает авансирование до 80 процентов, то законодательство России – только 30. К счастью, несмотря на отрицательную позицию Минфина России, на согласительной комиссии большинством голосов мы добились разрешения увеличить авансирование с российской стороны до 70 процентов и разрешения проводить тендеры и конкурсы до начала бюджетного года. Это – революционное решение.
К сожалению, получилось не все. Из 21 поправки большинство попало в проект бюджета, одна была отозвана, две отклонены. Но они нашли отражение в Постановлении Парламентской сессии. Одна из них касалась размещения денег на депозите. Хорошо, что депутаты отстояли свою позицию: раз деньги пришли на счета Союзного государства и стали его собственностью, ее надо не только хранить, но и приумножать. В этом году, например, белорусская сторона разместила временно свободные средства на депозите и получила доход порядка 30 млн рублей. Этот вопрос будет рассмотрен на совместном заседании коллегий Минфинов России и Белоруссии.
Зачастую мы сетуем на то, что не в состоянии увеличить бюджет на смешные деньги и профинансировать какие-то социальные нужды, а в то же время упускаем возможность получать доход из дополнительного источника.
Выявить проблемы, мешающие нормально развиваться российско-белорусским отношениям, найти пути их решения было бы невозможно без тщательного анализа исполнения предыдущих бюджетов, в частности 2006 года. Накоплен богатейший опыт, который позволит нам усовершенствовать процессы формирования бюджета, разработки и реализации программ. Сегодня на это уходит от 2,5 до 3 лет. В противном случае мы не сможем реализовать задачи, поставленные перед нами современными вызовами и требованиями наших народов. А именно – создать единые экономическое пространство, оборону и социальные гарантии для россиян и белорусов на территории Союзного государства. Это и есть основные цели строительства Союзного государства, на достижение которых направлены все наши усилия.

«Наша комиссия отстояла все молодежные мероприятия»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по социальной политике, науке, культуре и гуманитарным вопросам, член Комитета Государственной Думы по безопасности Виктор ВОДОЛАЦКИЙ:

– Бюджет 2009 года после заседания согласительной комиссии меня устраивает. Все цифры нам удалось отстоять и доказать, что развитие экономики, промышленности – это хорошо, но на предприятиях трудятся люди, нуждающиеся в социальной защите. А их дети – и в Беларуси, и в России – должны общаться со своими сверстниками.
Наша комиссия отстояла все детские и юношеские мероприятия – творческие конкурсы, олимпиады, спартакиады, гражданско-патриотическую смену учащихся кадетских школ-интернатов Беларуси и России «За честь Отчизны», военно-патриотическую смену для учащихся суворовских училищ Беларуси и России «Молодая смена защитников Отечества». Обращаю внимание на то, что большинство кадет и суворовцев – сироты и дети из неполных семей.
Защитили мы и мероприятия по разделам «Образование», «Здравоохранение». Депутаты пошли нам навстречу и увеличили финансирование с 5 до 12 процентов бюджета. Это – огромный прорыв. Значит, мы сможем провести первый в истории Союзного государства конгресс педиатров Беларуси и России.
2008 год был очень насыщенным для нашей комиссии. Мы провели различные заседания, направленные на унификацию национальных законодательств, приняли решения, которые были ратифицированы двумя парламентами, – в области здравоохранения, социальной политики, трудоустройства и так далее. Один из семинаров, который мы проводили в Белорусском госуниверситете, был посвящен унификации национальных законодательств в сфере здравоохранения. Сегодня и в России, и в Беларуси появились научно-исследовательские центры, занимающиеся проблемами деторождения. К сожалению, проблема бесплодия не обошла ни Россию, ни Беларусь. И если, например, в Беларуси есть хорошие результаты в этой области, зачем из национальных бюджетов направлять деньги на то, что уже эффективно работает в одном из государств – участников Союзного государства?
Сегодня мы говорили о лицензировании. С одной стороны, это бич, с другой – защита. Оно, конечно, должно быть, но в разумных пределах, а не в жестких административных рамках, как сегодня. Мы строим Союзное государство, поэтому произведенные на территории Беларуси проверенные медицинские препараты должны беспрепятственно распространяться по территории России, и наоборот. Пока же мы своими руками создаем препоны появлению качественных белорусских лекарств в России, наши лаборатории вторично проверяют то, что уже проверено. На все это выделяются деньги из национальных бюджетов. Зачем?
Наша комиссия вплотную занималась генно-модифицированными продуктами и решила создать рабочую группу, в которую войдут депутаты двух государств, подключим и депутатов Московской городской Думы.
Одна из задач следующего года – поддержать инициативу нашей молодежи и провести очередной фестиваль «Молодежь – за Союзное государство».
Приятная новость для вашей газеты: мы увеличили финансирование газеты «Союзное Вече» – правда, пока на треть запрашиваемой суммы. В ней появится молодежная вставка. Наша молодежь должна знать, чем и как живут ее сверстники в Беларуси и России. Эту страничку, считаю, должны наполнять именно молодые корреспонденты.
Уверен, что коллектив редакции справится с этой задачей и станет информационным рупором для союзной молодежи. Думаю, молодежных тем для обсуждений на страницах «СВ» будет предостаточно. Фестивали для наших детей, которые мы проводили в рамках Союзного государства, показали, что молодые российские и белорусские предприниматели, законодатели, певцы, музыканты, художники, спортсмены, экологи хотят общаться между собой. Думаю, что для поддержки и расширения круга общения нам необходимо создать постоянные рабочие группы по направлениям деятельности – со школьниками, студентами, детьми с ограниченными физическими возможностями и так далее.
Работой парламента в этом году я очень доволен. Депутаты работали очень активно. И если в начале работы в Парламентском Собрании у депутатов превалировали национальные интересы, то потом наступил момент, когда все поняли, что нам не надо делить деньги и программы. Мы говорили о союзном бюджете, значит, у нас все союзное, общее. С этой мыслью мы должны работать до 2009 года. Который, уверен, будет еще эффективнее в деле построения единого законодательного пространства – унификации наших законодательств. Появится союзная собственность. Это очень важный, положительный момент, завершающий нашу деятельность в 2008 году.

«В бюджете нет раздела «Международная деятельность»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам внешней политики, председатель Комиссии Совета Республики по международным делам и национальной безопасности Николай ЧЕРГИНЕЦ:
– Бюджет на 2009 год меня, как председателя Комиссии по вопросам внешней политики, не очень устраивает. В нем нет раздела «Международная деятельность». Мне объяснили, что мероприятия нашей комиссии финансируются по другой статье. На мой взгляд, это величайшая ошибка и явное ущемление интересов Парламент-ского Собрания в области развития международных отношений и связей. В истекшем году мы имели возможность убедиться в этом, когда не смогли осуществить некоторые мероприятия, в том числе связанные с поездкой за рубеж, из-за того, что не было денег.
Все попытки объяснить нашу позицию наталкивались на гранитную стену непонимания. И это весьма печально, потому что как человек, находящийся давно в политике, я хорошо знаю, что это повлечет за собой весьма негативные последствия.
Работа этого созыва Парламентского Собрания была эффективнее, чем в прошлые годы, и, как всегда, проходила в обстановке дружелюбия и взаимопонимания, чему немало способствовали наши российские коллеги, полностью нацеленные на укрепление позиций Союзного государства, его экономическое и политическое развитие. С ними было очень приятно работать по любому вопросу.
Мы высоко оценили их деятельность в качестве наблюдателей на выборах в Беларуси. Российские депутаты, члены Совета Федерации беспристрастно наблюдали за выборами и дали им однозначно высокую оценку, тем самым поддержав Беларусь.
Если говорить о некоторых итогах нашей международной деятельности, то комиссия старалась максимально использовать любую возможность для поднятия имиджа Союзного государства на международной арене. Дать больше информации о его деятельности и с трибуны ООН, и с трибуны Межпарламентского союза, в состав которого входят парламенты более 150 государств, и в качестве наблюдателей в других международных организациях, в том числе ПАЧЭС.
Надо сказать, что за этот год авторитет союзного парламента и в целом Союзного государства, конечно, вырос. Нас уже знают, о нас слышали и выходят на контакт. Мы установили неплохие рабочие взаимоотношения с Ассамблеей Западноевропейского союза. Надеюсь, что контакты со странами Северного Совета в ближайшее время тоже принесут свои плоды: мы рассчитываем обменяться статусами и развивать наши отношения. То же самое можно сказать и о Европейской инициативе и других организациях.
Не все получается у нас с Евросоюзом. Некоторый его снобизм по отношению к Союзному государству не позволяет нашим отношениям развиваться конструктивно. Европейские коллеги не понимают, что чем больше депутатских сил будет участвовать в решении проблем международного характера, а депутаты Союзного государства представляют избирателей двух государств, тем быстрее можно будет достичь положительных результатов при рассмотрении проблемных вопросов, существующих в Европе и в мире в целом.
Нельзя не сказать о том, что за время работы XXXIV сессии число постоянных наблюдателей при Парламентском Собрании увеличилось – за счет делегаций парламентов Республики Южная Осетия и Республики Абхазия. Наша комиссия, работая фактически в авральном режиме, успела до окончания сессии рассмотреть их обращения и предоставить им статус постоянных наблюдателей.
В заключение я бы хотел высказать слова благодарности за труд всем, кто ушел и уходит в результате ротации парламентариев и с российской и белорусской стороны. В адрес каждого – за стремление укреплять Союзное государство, желание сделать как можно больше добра для народа Беларуси и России. И конечно, человеческое спасибо всем – за дружбу, настоящую, хорошую рабочую дружбу. Пожелать успехов тем, кто пожелает вернуться в парламент. А новому составу – добиться больших успехов, чем добились мы.

«Лишних денег на оборону не бывает»

Заместитель Председателя Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по безопасности, обороне и борьбе с преступностью, член Комитета Государственной Думы по безопасности Алексей РОЗУВАН:
– Мнение о союзном бюджете на следующий год – хорошее. Увеличение на 20 процентов подтверждает положительную динамику развития наших отношений по всем направлениям. Не могу пожаловаться и на размер финансирования мероприятий по профилю моей комиссии. Например, на программу «Совершенствование объектов военной инфраструктуры, планируемых к совместному использованию в интересах обеспечения региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации» выделено 184576,0 тыс. рублей. На совместные мероприятия по обеспечению функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в 2009 году – 398000,0 тыс. рублей. На правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности Союзного государства – семи программ, подпрограмм и мероприятий – 1139460,5 тыс. рублей. Но, учитывая геополитическую ситуацию, могу сказать, что лишних денег, идущих на обеспечение внешней и внутренней безопасности наших государств, быть не может.
Работой Парламентского Собрания в 2008 году я тоже доволен: она была конструктивной, плодотворной. Нам многое удалось сделать в рамках семинаров, «круглых столов», форумов. На мой взгляд, сегодня мы вплотную подошли к созданию полноценного союзного парламента. Это, считаю, главная задача депутатского корпуса в будущем году.
А о сотрудничестве с белорусскими коллегами могу сказать только хорошее. Это высокопрофессиональные, заинтересованные в создании единого государства, неравнодушные люди. Надеюсь, им на смену пришли такие же профессионалы, с которыми тоже будет приятно работать.

«Экологическим программам – «зеленый свет»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по вопросам экологии, природопользования и ликвидации последствий аварий, заместитель председателя Комиссии Палаты Представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Владимир АДАШКЕВИЧ:
– Своевременное принятие бюджета Союзного государства, к счастью, становится уже традицией. Хотя еще несколько лет назад он принимался с опозданием – только в январе. И, как следствие, финансирование союзных мероприятий начиналось лишь в апреле – мае. Теперь, когда мы принимаем бюджет осенью, финансирование начинается уже в январе. Уже только этот факт говорит о том, что союзное строительство развивается динамично. Об этом свидетельствует и принятый Парламентским Собранием бюджет Союзного государства на 2009 год, который по сравнению с 2008-м увеличен сразу на 20 процентов. И в этом его весомое отличие от подобных документов минувших лет.
Ассигнования на экологические программы в бюджете увеличены еще больше – сразу на 25 процентов. Это очень важно для наших стран, особо пострадавших от чернобыльской беды. Сейчас выполняется третья по счету Программа совместной деятельности по преодолению последствий чернобыльской катастрофы в рамках Союза Беларуси и России на 2006-2010 годы. В реализации программных мероприятий в 2007 году участвовало более 50 белорусских и российских предприятий и организаций, проводились мероприятия медицинского, сельскохозяйственного, лесного и информационного направлений. Например, по одному только медицинскому направлению работы шли почти по 20 проектам, предусматривающим разработку, совершенствование и внедрение новых технологий, предназначенных для углубленной диагностики и лечения наших граждан. Поэтому увеличение средств в бюджете 2009 года позволит еще активнее работать по преодолению последствий чернобыльской трагедии. В частности, выделенные средства пойдут на строительство и оснащение Гомельского областного онкологического диспансера, будут профинансированы и другие программы. В том числе строительство завода «Медпрепараты» в Гродненской области, предприятий Белгидромета и Росгидромета...
Меня радует и то, что союзный бюджет-2009 отвечает вызовам времени по всем направлениям. В его основу положено именно инновационное развитие наших стран. А это значит, что Союзное государство будет экономически конкурентоспособно.
К сожалению, практика показала, что министерства осваивали не все бюджетные средства Союзного государства. Поэтому вопросу об использовании выделенных средств Парламентское Собрание уделило самое серьезное внимание. Теперь на подведение итогов будут приглашаться министры, которые должны отчитаться за освоение выделенных на программы средств. И это правильно. Ведь мало принять хороший экономический документ, надо его вовремя и качественно реализовать.
Я уже несколько лет являюсь депутатом Парламентского Собрания Союза Беларуси и России. Депутаты нашей комиссии заняты разработкой законодательной базы, позволяющей предотвращать негативные изменения окружающей среды и сохранять ее для будущих поколений. Нами готовятся предложения по сближению законодательств Беларуси и России в сфере экологии, природопользования, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф; по формированию политики Союзного государства в области экологической безопасности, гидрометеорологии; по экологическому мониторингу, природоохранной деятельности и рациональному недропользованию.
Хочу особо отметить слаженную работу депутатского корпуса. Сегодня депутатов Парламент-ского Собрания отличает не только профессионализм, но и ответственность за будущее Союзного государства.

«На информационном поле решены не все проблемы»

Председатель Комиссии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России по информационной политике, заместитель председателя Комиссии Палаты Представителей по охране здоровья, физической культуре, делам семьи и молодежи Николай ДУБОВИК:
– XXXIV cессия Парламентского Собрания прошла четко, организованно, старым составом. Что, на мой взгляд, правильно, если учесть, что новому составу белорусской депутации было бы трудно принимать союзный бюджет, не приняв сначала национальный.
Я положительно оцениваю бюджет-2009. Он, как всегда, увеличился. Это дает возможность финансировать дополнительные союзные программы, продолжать работу над начатыми ранее. Отрадно, что он был принят в октябре. Такого прецедента еще не было. На моей памяти совершенно другая практика, когда бюджет принимался даже в июле финансового года. Это, разумеется, отрицательно сказывалось на исполнении и реализации программ. Сейчас же у исполнителей будет время как следует проработать программы, а у финансистов – вовремя начать их финансировать.
Надеюсь, что в будущем году союзным парламентариям не придется рассматривать вопрос о неисполнении бюджета, что для нас было ежегодной практикой. Скоро появится новый порядок его формирования.
Если говорить о нашем, 16-м разделе, в котором предусмотрено финансирование телерадиовещания, издательской деятельности, информационное обеспечение строительства Союзного государства, газеты Парламентского Собрания Союза Беларуси и России «Союзное Вече», издания Совета Министров Союзного государства газеты «Союз. Беларусь – Россия», то приятно отметить, что нам ежегодно удается увеличивать объем выделяемых средств. Правда, некоторые дополнения удалось провести только через согласительную комиссию, преодолевая сопротивление представителей Минфина России. Частично решен вопрос с «ТРО Союза».
Была проблема у редакции журнала «Союзное государство». В Беларуси он очень популярен, думаю, в России тоже. Ни у кого из депутатов не возникало сомнений в том, что его нужно поддержать, несмотря на форму собственности. В данном случае главное – какая печатная продукция выходит. И, на мой взгляд союзного депутата, она полностью соответствует нашей тематике – строительству Союзного государства. После эмоционального выступления Государственного секретаря Павла Бородина сопротивление Минфина России было сломлено и деньги на издание журнала были выделены.
К сожалению, не хватило времени внимательно рассмотреть и в полном объеме решить финансовые проблемы газеты «Союзное Вече». Финансирование увеличено на треть запрашиваемой суммы. Но и это неплохо, поскольку нынешняя финансовая ситуация не позволяет редакции газеты эффективно работать. Думаю, со временем и этот вопрос будет решен положительно.
В заключение несколько слов в адрес российских коллег. Мне было очень приятно с ними работать. Это – профессионалы, искренне желающие сделать как можно больше для наших народов.





Постоянный комитет в союзе с Парламентским Собранием

Госсекретарь Союзного государства Павел БОРОДИН:
– Работа всех участников бюджетного процесса на XXXIV сессии Парламентского Собрания Союза Беларуси и России позволяет заявить, что мы достигли конструктивного сотрудничества. Важным было приглашение участников контрольных органов к формированию бюджета Союзного государства, у которых появилась возможность наблюдать бюджет Союзного государства изнутри.
В ходе проверки исполнения бюджета-2006 Счетной палатой Российской Федерации и Комитетом государственного контроля Республики Беларусь еще раз выявлено, что отсутствие необходимой правовой базы – одна из главных причин различного рода нарушений. Постоянный Комитет это признает и готов активно разрабатывать нормативно-правовую базу совместно с союзными парламентариями.
Ратификация Соглашения о собственности Союзного государства позволит приступить к созданию новой системы организации бюджетного процесса, обеспечит качественно новый этап союзного строительства, в том числе на основе союзной собственности. В этом году союзный бюджет вырос на 20 процентов. С учетом остатков, а это 1 миллиард рублей, и доходов, которые мы получим, когда заработает Соглашение о собственности, объем бюджета увеличится до 6 миллиардов рублей.
Из этой суммы на содержание аппарата тратится только 0,7 процента. Остальное идет на финансирование производственных программ – станкостроение, машиностроение, нанотехнологии, космос, социальные проблемы и так далее. Но дело даже не в этом, а в том, что мы – гаранты для 5 миллионов человек, работающих на 28 тысячах предприятиях по нашим программам.
Конечно, наш бюджет можно было бы увеличить в несколько раз. Для этого необходимо выстроить нормативно-правовую базу. Это означает принятие Конституционного Акта Союзного государства и закона о делегировании полномочий.
На прошедшем в Минске Совмине Союзного государства премьер-министр России Владимир Путин сказал, что наш бюджет будет увеличен не на 20 процентов, а в 2 или 3 раза – под производственные программы и рабочие места. После этих слов министры должны понять, что их задача – создавать рабочие места нашим гражданам. Я очень благодарен Владимиру Владимировичу Путину за профессиональный подход к решению союзных проблем. Он четко сказал: давайте перейдем на единое платежное средство, единую ценовую политику, единое военно-техническое сотрудничество, единую финансово-кредитную политику. Тогда все проблемы будем решать быстро и без вопросов.
Бюджет одобрен союзным Советом Министров, Парламентским Собранием Союза Беларуси и России. Мы передадим его на Высший Государственный Совет – впервые бюджет на следующий год будет приниматься в ноябре. Это означает, что работа над производственными союзными программами, кредитная политика начнутся вовремя.



Финансистам надо поддерживать депутатов

Заместитель начальника Департамента финансов и бюджета Постоянного Комитета Союзного государства Ольга КОРЯКИНА:
– Обсуждение бюджета проходило в деловой, спокойной обстановке, потому что еще до парламентских чтений была проделана большая предварительная работа. Накануне прошел Совет Министров Союзного государства, мы очень много работали с Минфином России, пытались устранить разногласия с финансовыми органами по нашему бюджетному процессу. Поэтому на сессии их было немного, основные касались трех пунктов.
Один из них – возможность размещения временно свободных средств Союзного государства на депозите. Законодательствами двух стран это предусмотрено. Если в каждой программе по годам расписано, сколько денег мы должны выделить на каждый этап, то мероприятия социальной направленности финансируются исходя из наших возможностей, то есть по остаточному принципу. Процент от размещения временно свободных средств на депозите – дополнительный источник, который позволит провести больше мероприятий, больше рассказать о Союзном государстве через СМИ, потому что на это тоже нужны деньги.
В этом году остатки 2007 года белорусская сторона разместила на депозите и заработала около 30 миллионов рублей. Для России это, может быть, и не деньги, а для союзного бюджета – деньги, которые можно потратить на наших детей, оздоровление участников ВОВ, различные социальные мероприятия.
Но исполнительная власть депутатский корпус не поддержала. Правда, мы все же договорились о том, что на совместном заседании коллегий Минфинов России и Беларуси в ноябре вопрос, целесообразно ли размещать бюджетные деньги Союзного государства на депозите, будет рассмотрен отдельно.
Вторая проблема, вызвавшая разногласия, – сроки, затрачиваемые на проведение тендеров и конкурсов. Сегодня это занимает 5, а то и 8 месяцев. Чтобы не стопорить работу исполнителей и государственных заказчиков с самого начала, мы убеждали финансовые органы разрешить им проводить тендеры и конкурсы в середине предшествующего финансированию года. Например, провести тендер в середине 2009-го, чтобы в начале 2010-го можно было спокойно начать работу над программой. Наша просьба была услышана.
Третий спорный вопрос – авансирование работ по программам. Российское законодательство предусматривает выплату только до 30 процентов аванса, белорусское, в зависимости от отрасли и видов расходов, – до 80.
По предложению Минэкономики РФ мы хотели уравнять эти цифры: под аванс в 30 процентов многие вещи очень трудно не только реализовать, но и приступить к ним. Договорились поднять авансирование программ с российской стороны до 70 процентов.
К сожалению, в полной мере не был решен и вопрос о финансировании союзных СМИ. Мы хотели поддержать и «Союзное Вече», и нашу издательскую деятельность, чтобы, как сказал Павел Бородин, больше рассказывать о Союзном государстве. И если в Беларуси информация о союзном строительстве, программах идет по национальным каналам, то в России эта информация ни до кого практически не доходит. Кто из россиян знает о 34-миллиардном товарообороте, 28 тысячах предприятиях, работающих по союзным программам, о 5 миллионах дополнительных рабочих мест? А ведь это – хорошая, положительная информация, показывающая движение наших стран навстречу друг другу.







Над выпуском работали:
Наталья ДОЛГУШИНА, Александр РУДКОВСКИЙ, Владимир КОРОБИЦЫН (фото),
Александр МАТЮШКИН (фото).